Но рост тарифов может привести к падению грузооборота. Вчера президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Владимир Якунин заявил, что, если Минфин откажется в 2011 г. субсидировать РЖД, компания повысит тарифы на грузовые перевозки на 14%. Субсидии Минфина в объеме 50 млрд. рублей предоставлялись РЖД в 2009 г. и 2010 г. в качестве компенсации компании за то, что она повышает тарифы на перевозки не более чем на 9,2%. По оценкам РЖД, примерно столько компания ежегодно недополучает из-за роста энерготарифов. Но в 2011 г. власти намерены отказаться от субсидирования монополиста, считая, что свои потери РЖД должны компенсировать за счет сокращения издержек и энергосбережения.
Как ожидается, требования РЖД будут рассмотрены правительством РФ на следующей неделе.
Рост тарифов происходит на фоне снижения грузо-оборота. По оценке Discovery Research Group, в 2009 г. грузооборот на железнодорожном транспорте в России упал до уровня 2005 г. При этом доля РЖД и ее "дочки", "Первой транспортной компании", на рынке грузоперевозок, которая в 2005 г. составляла 84%, к 2009 г. упала до 63%. В это же время доля частных перевозчиков выросла с 26 до 37%.
Рост тарифов на перевозки, конечно, поможет РЖД компенсировать компании все эти потери в краткосрочной перспективе. Но в дальнейшем повышение стоимости перевозок может привести к еще более глубокому падению грузооборота и его смещению в сторону других видов транспорта. Так что вопрос сокращения издержек и энергосбережения актуальности для РЖД не теряет.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Деловой Петербург | 13.05.10 | Железнодорожная компенсация |
Ведомости | 13.05.10 | За чужой счет |