18-01-21 / 2021
Новости отрасли
ОАО "РЖД" намерено бороться с карбоновым следом в российской экономике

Генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров в рамках Гайдаровского форума сообщил о намерении декарбонизировать деятельность холдинга. Это может привести к тому, что грузоотправители ископаемого сырья рискуют не получить от монополии скидок в рамках тарифного коридора. Как отметили эксперты, подобные заявления руководства железных дорог появились после того, как в ОАО "РЖД" разместили в мае 2019 года зеленые еврооблигации на €500 млн со ставкой купона 2,2% и сроком погашения 8 лет.

Подобные ценные бумаги нацелены на финансирование проектов, улучшающих окружающую среду и экологию.

Соответственно, как пояснил представитель АО "ВТБ Капитал" (соорганизатор эмиссии), размещение подобных бондов связано с экологичностью железнодорожного транспорта.

Зеленые бумаги – лучшие друзья РЖД

В рамках первого выпуска зеленых евробондов ОАО "РЖД" поступило более 130 заказов от инвесторов. Это является рекордным для транзакции российского эмитента, деноминированной в евро. Причем европейские инвесторы купили 49% выпуска ценных бумаг, а российские – 26%.

После этого О. Белозеров сказал, что видит перспективы для использования механизма зеленых облигаций в дальнейшем. Соответственно появились заявления о стремлении сформировать в ОАО "РЖД" полноценную зеленую экономику, когда экологические мероприятия являются неотъемлемой частью всех процессов.

В принципе, в пользу этого свидетельствовала прежде всего высокая доля электрификации на железнодорожной сети, а также программа модернизации системы теплоснабжения объектов инфраструктуры.

Природоохрана и как о ней заботиться

Напомним, что монополия своим стратегическим ориентиром в сфере экологии еще в 2015 году продекларировала снижение в 2030-м негативного воздействия на окружающую среду на 70% за счет внедрения ресурсосберегающих природоохранных технологий.

Кроме того, предполагалось сокращение удельного расхода электроэнергии на тягу поездов на 14,4% и топлива – на 9,1%, а также повышение экологической безопасности и социальной ответственности деятельности компании за это.

Сегодня более 85% всех пассажиров и грузов ОАО "РЖД" перевозит на электротяге. Доля ОАО "РЖД" в парниковых выбросах в РФ составляет менее 1%.

Благоприятным для холдинга фактором при выпусках ценных бумаг в евровалюте также является то, что 2021 год был объявлен в ЕС Годом железных дорог. Сейчас на транспорт в ЕС приходится четверть выбросов парниковых газов, и к 2050 году их количество планируется сократить на 90%. В основном вредные выбросы формирует автотранспорт. Железнодорожное сообщение должно сыграть в достижении этой цели одну из главных ролей.

Клиенты задают неприятные вопросы

Впрочем, декларированных мер с учетом стремления холдинга расширить практику размещения зеленых облигаций и выдвижения дополнительных требований может оказаться недостаточно для дальнейшего привлечения средств с помощью данного финансового инструмента.

Уточним, что в конце 2020 года при размещении социальных облигаций ОАО "РЖД" на 25 млрд руб. некоторые инвесторы завибрировали по поводу приобретения его ценных бумаг из-за новых экологических требований.

В частности, от международного инвестфонда PIMCO, у которого почти $2 трлн в управлении, О. Белозерову в рамках Гайдаровского форума поступила записка о том, что указанный фонд не сможет выкупить часть облигаций, поскольку более 50% грузооборота РЖД – это карбоновый груз (уголь и нефтегрузы).

РЖД бьют по рынку новой экологической стратегией

По словам О. Белозерова, новая экологическая стратегия ОАО "РЖД" до 2030 года учитывает международную повестку устойчивого развития и зеленой экономики.

Под таким ракурсом желательно продемонстрировать замещение таких грузопотоков, как уголь в полувагонах, другими видами перевозок, например контейнерными.

Вместе с тем ОАО "РЖД" вынуждено лавировать: с одной стороны, на кону доходы от евробондов, а с другой – остается необходимость перевозчика оказывать содействие экспортерам угля. С одной стороны, следует диверсифицировать структуру перевозок, а с другой – необходимо заботиться об объемах погрузки.

Клиент уже больше не король?

Ранее председатель правления ПАО "Новатэк" Леонид Михельсон сообщил о том, что при определении карбонового следа в ЕС все чаще стали прикрываться лозунгом "Закопать всю деятельность по ископаемым топливам".

Европейский инвестиционный банк уже принял решение не финансировать проекты в области энергетики с использованием ископаемого топлива с 2021 года. В 2020-м обсуждалось введение в ЕС налога на поставки продукции с карбоновым следом. Аналитики BCG ожидают принятия такого решения уже в конце 2021 – начале 2022 года.

Это затронет не только углеродоемкие поставки, но и косвенно все сектора российской экономики. И тогда вопрос о карбоновом следе для РФ сместится в сферу макроэкономики. Ну а поскольку ее регулирование вряд ли можно считать прерогативой ОАО "РЖД", то, педалируя данные вопросы в начале 2021 года, железнодорожный перевозчик, по сути, бежит впереди паровоза.

И все же следует признать, что у монополии появляется предлог для того, чтобы в текущем году в рамках тарифного коридора не предоставлять понижающие коэффициенты к действующим тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01 на отправку грузов, имеющих высокий карбононовый след.

Однако как это отразится на объемах погрузки и доходах холдинга в текущем году – вопрос, который требует дополнительного изучения. И кто тогда должен платить за карбоновые амбиции ОАО "РЖД" и его новую экологическую политику – между прочим, тоже.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер18.01.2021