09-10-12 / 2012
Новости отрасли
ОАО РЖД хочет дерегулировать вагонную составляющую тарифа

Российские железные дороги могут полностью перейти на рыночные цены: РЖД начинает лоббировать дерегулирование вагонной составляющей для своего парка. Монополия просит поддержки у частных операторов, и они готовы поторговаться с конкурентом, хотя и опасаются злоупотреблений со стороны ОАО РЖД. На общий уровень тарифов дерегулирование повлияет не слишком сильно, парк монополии выполняет не больше 10% перевозок. Но в ФАС считают пока преждевременной полную свободу цен, предлагая начать с тарифного коридора, который для полувагонов уже начал действовать в этом году.

ОАО РЖД обратилось в НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" с просьбой поддержать идею дерегулирования вагонной составляющей для парка монополии. В ближайшее время вопрос будет вынесен на президиум НП. Учредителями партнерства являются 12 крупных операторов, в том числе Globaltrans, "Независимая транспортная компания", "Трансойл", "Трансгарант".

ОАО РЖД будет ставить вопрос о дерегулировании вагонной составляющей перед правительством, а поддержка НП нужна как дополнительный аргумент, пояснил источник "Ъ", знакомый с ситуацией. Свою позицию монополия аргументирует тем, что операторский рынок "уже стал конкурентным". В вагонах группы РЖД сегодня перевозится лишь около 10% грузов в целом и 20% в полувагонах. Поэтому регулировать тарифы нет смысла в отсутствие доминирующего положения на рынке. У перевозчика должна быть возможность оказывать услуги не только по перевозке, но и по предоставлению вагонов, считают в ОАО РЖД. Сейчас "налицо неравенство методов ценового регулирования в сфере оперирования грузовыми вагонами, которое создает серьезные трудности для выхода ОАО РЖД на этот рынок", заявили "Ъ" в пресс-службе монополии. Там добавили, что для дерегулирования вагонной составляющей инвентарного парка необходимо внести изменения в постановление правительства от 5 августа 2009 года "О государственном регулировании и контроле тарифов... в сфере железнодорожных перевозок".

Формально предлагаемые изменения на рынке почти не отразятся. Хотя РЖД остается публичным перевозчиком (по заявке грузоотправителя компания должна предоставить вагон по прейскуранту №10-01, утвержденному в 2003 году), но в результате реформы отрасли реально у монополии почти не осталось вагонов. Сейчас у РЖД есть лишь порядка 50 тыс. единиц инвентарного парка. Но это в основном специализированный подвижной состав, который используется для нужд самих дорог. Более 100 тыс. полувагонов ОАО РЖД временно привлекло у дочерней "Второй грузовой компании" (ВГК; по 900 руб. за вагон в сутки). Этот парк работает на специальных условиях. "За ориентир брался тот же прейскурант №10-01, но методология была другая. В среднем отличия от прейскуранта находятся в коридоре 0,9-1,3", - рассказали "Ъ" в ФСТ. Но система действует до 31 декабря. В случае де регулирования вагонной составляющей в дальнейшем привлеченный парк будет работать на рыночных условиях.

"Прейскурант №10-01 ограничивает среднюю доходность с вагона в сутки приблизительно на уровне 1-1,1 тыс. руб. У частных операторов, для которых вагонная составляющая не регулируется, этот показатель не менее 1,4 тыс. руб.", - отмечает глава "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. Доходность с привлеченного у ВГК вагона, который работает почти по прейскуранту, составила в первом полугодии всего 800 руб. в сутки, отмечает эксперт, то есть ОАО РЖД несет при этом убытки. "Возможно, компания могла бы даже в рамках тарифа работать в ноль, но это вопрос эффективности и состояния привлеченного парка", - добавляет Михаил Бурмистров.

Если дерегулировать вагонную составляющую, ОАО РЖД сможет в большем масштабе привлекать вагоны частных операторов, отмечает источник "Ъ" в монополии, что и является главной целью либерализации. "Но это противоречит основной идее реформы отрасли, - возражает Михаил Бурмистров. - Несколько лет отделяли от ОАО РЖД операторский бизнес, а теперь, получается, развернемся и пойдем в обратную сторону". Один из участников рынка добавляет, что при этом у ОАО РЖД "огромное преимущество перед частными операторами, потому что оно и перевозчик, и владелец инфраструктуры, очевидно же, какие вагоны будут ездить быстрее". По мнению собеседника "Ъ", ОАО РЖД "вполне может создать для операторов такие условия, что им будет проще отдать монополии свои вагоны в аренду, чем день за днем биться за нормальный проезд по системе".

Тем не менее партнерство может поддержать ОАО РЖД. "Это будет вопросом торга, причем не только по поводу привлеченного парка", - говорит один из участников НП. В ФАС обещают рассмотреть просьбу ОАО РЖД. Хотя, уточняет глава управления контроля транспорта и связи службы Дмитрий Рутенберг, о полном дерегулировании вагонной составляющей говорить, наверное, преждевременно - на первом этапе можно было бы ввести для парка ОАО РЖД тарифный коридор.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант09.10.12Железные дороги просятся на свободу