12-09-13 / 2013
Новости отрасли
ОАО "ФГК" добилось существенного обновления парка

Дочерний оператор ОАО "РЖД" добился существенного обновления парка

Юлия Лощакова, директор по развитию московского представительства ОАО "ФГК"

- Юлия Константиновна, сегодня железнодорожники работают в условиях профицита подвижного состава и в то же время снижения объемов перевозок. Какие ФГК предпринимает меры для привлечения дополнительных грузов и повышения своей конкурентоспособности?

- Изменения на рынке железнодорожных перевозок, начавшиеся в конце 2012 года, а именно - появление устойчивого профицита вагонов во всех ключевых сегментах рынка на фоне снижения объемов перевозок привели к формированию "рынка грузоотправителя". В существующих условиях ключевым направлением совершенствования и дальнейшего развития компании является повышение уровня клиентоориентированности.

Первоочередными задачами для привлечения дополнительных грузов и установления стабильных и ответственных партнерских отношений с клиентами являются повышение качества сервиса и расширение спектра услуг. В компании реализуются мероприятия по повышению качества обслуживания клиентов, равно как и качества планирования подвижного состава.

Борьба за клиентов ведется также за счет расширения спектра оказываемых услуг. Хочу подчеркнуть, что ФГК видит определенный потенциал в сегменте мелких и средних грузоотправителей. Специально для таких клиентов была внедрена услуга по предоставлению крытых вагонов на условиях публичной оферты. С марта 2013 года данная услуга распространена также и на полувагоны, а в ближайшее время планируется запуск оферты по платформам.

- В чем преимущество оферты?

- В оперативности. Предоставление вагонов на условиях публичной оферты позволяет в сжатые сроки заключить договор и осуществить перевозку. Любой грузоотправитель, зайдя на сайт, может самостоятельно рассчитать тариф, зарегистрироваться, подать заявку и после поступления денежных средств на счет ОАО "ФГК" в течение 10 дней получить подвижной состав. Кроме того, запущена служба поддержки оферты. Теперь при возникновении вопросов и сложностей при работе с договором оферты клиенты компании и иные заинтересованные лица могут обратиться на бесплатную "горячую линию" и получить квалифицированную консультацию оператора.

- Как отразился на результатах работы ФГК возврат из аренды ОАО "РЖД" в самостоятельное управление компании привлеченного парка (ВСП)?

- Как известно, решение о возврате вагонов в самостоятельное управление ОАО "ФГК" принято в условиях изменившейся ситуации на рынке оперирования, формирования профицита универсального подвижного состава и повышения его технологической доступности не только для крупных грузовладельцев, но и для предприятий малого и среднего бизнеса. Таким образом, причины, послужившие в 2012 году основанием для принятия решения о формировании парка ВСП, в настоящее время уже неактуальны, и необходимость в нем как инструменте обеспечения подвижным составом предприятий малого бизнеса и социально значимых перевозок отсутствует. В свою очередь ФГК как один из крупнейших общесетевых операторов подвижного состава продолжает традиции парка ВСП, полностью обеспечивая потребности грузоотправителей в подвижном составе, для чего также запущена услуга по предоставлению полувагонов на условиях публичной оферты по ставкам Прейскуранта "№" 10-01.

- И каковы результаты?

- Говорить о них пока рановато, поскольку август стал первым после завершения передачи вагонов месяцем. Безусловно, в последние месяцы ОАО "ФГК" была проведена огромная работа по привлечению новых клиентов для задействования передаваемого парка вагонов. Для охвата рынка мелких и розничных грузоотправителей, осуществляющих отправку продукции в полувагонах, компанией заключен агентский договор с ОАО "РЖД", позволяющий использовать ресурс территориальных центров фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) с целью обеспечения доступности компании для клиентов данного сегмента перевозок.

- Реализует ли компания какие-то новые технологические решения для повышения своей клиентоориентированности?

- Конечно, для повышения качества услуги по предоставлению вагона грузоотправителю в части сокращения времени подачи вагона, повышения качества планирования разрабатываются и внедряются новые технологические решения, нацеленные на повышение эффективности обеспечения погрузочным ресурсом преимущественно розничных и оптовых грузоотправителей. Для парка крытых вагонов и платформ в регионах массового сосредоточения порожних вагонопотоков реализована технология использования опорных станций, на которых осуществляется подбор, а при необходимости - и подготовка вагонов под конкретную номенклатуру грузов. Так, для парка платформ данная технология внедрена на полигоне Юго-Восточной дороги, а для парка крытых вагонов - на Юго-Восточной, Октябрьской и Горьковской. Для снижения оборота полувагонов компания реализует технологию формирования технических маршрутов из порожних полувагонов назначением в регион Кузбасса.

- Намерена ли ФГК приобретать инновационные вагоны (в частности, с повышенной нагрузкой на ось) и насколько оправданным может быть такое обновление парка?

- Напомню, что одной из основных целей создания ОАО "ФГК" является обновление парка подвижного состава. В 2011- 2013 годах компанией велась активная закупка полувагонов, крытых вагонов и цистерн новых моделей с улучшенными характеристиками: было приобретено 17589 единиц подвижного состава. В частности, в 2011 году нами приобретено 1750 полувагонов, в 2012 году - 13600 единиц подвижного состава (в том числе 9200 полувагонов, 1050 крытых вагонов, 3060 цистерн, 290 платформ), в первом полугодии 2013 года - 2239 единиц (в том числе 839 крытых, 1400 цистерн). Всего до конца 2013 года ФГК планирует закупить 2950 вагонов. Кроме того, компанией отремонтировано плановым видом ремонта в период с октября 2010 года по август 2013 года 175611 единиц подвижного состава, в том числе с продлением срока службы - 78464 единицы (44,7%).

Результатом этой работы стало доведение доли парка моложе 10 лет до 23%. Средний возраст парка компании в 2010-2011 годах составлял 20,3 года, а в 2013 году - уже 19,7 года. Надо сказать, что хотя мы и нацелены на инновации, но они должны быть экономически оправданны.

Инновационные вагоны, предлагаемые в настоящее время производителями, будут востребованы операторами только при достижении баланса ценовой политики производителя и их экономической эффективности для оператора и грузоотправителя. В текущих экономических условиях, когда на рынке наблюдается значительный профицит вагонов, покупка данного вида подвижного состава при существующих ценах, к сожалению, не обеспечивает возврат инвестиций и, соответственно, не привлекательна для оператора.

- Какие имеются проблемы при курсировании вагонов по иностранным железным дорогам и каковы пути их решения?

- В настоящее время действительно существует ряд проблемных вопросов при работе операторов на территории иностранных железных дорог. С целью создания единого поля для эффективной эксплуатации парка вагонов на пространстве Таможенного союза, а также стран - участниц СНГ и Балтии необходимо уделить внимание решению целого ряда вопросов, касающихся деятельности операторов. Во-первых, это согласованное развитие информационно-управляющих систем перевозчиков, обеспечивающих достоверную и объективную информацию о дислокации и состоянии вагона на всей территории Таможенного союза. Немаловажное значение имеет организация электронного документооборота между всеми участниками перевозочного процесса на базе адаптации АС ЭТРАН к аналогичным автоматизированным системам Казахстана и Белоруссии. Необходимо иметь возможность предоставлять операторам - резидентам РФ права выступать плательщиком инициируемых ими перевозок на всей территории Таможенного союза.

Эффективно защищать интересы оператора подвижного состава при несанкционированном использовании вагонов, их повреждении и т.п. позволит унификация порядка ведения претензионной работы. Нужно также исключить недобросовестную конкуренцию при оказании услуг по предоставлению вагонов, которая выражается в использовании железнодорожными администрациями управленческих ресурсов для создания благоприятной производственной среды национальным владельцам вагонов.

Отмечу также, что назрело время для разработки и внедрения единых подходов к тарифной политике в отношении работ и услуг, оказываемых перевозчиками (владельцами инфраструктур), независимо от страны приписки вагонов. Решение всех этих вопросов позволит завершить формирование единого рынка товаров, услуг, капиталов и повысить эффективность операторской деятельности на всем "пространстве 1520".

Мы и нацелены на инновации, но они должны быть экономически оправданны

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.09.2013На рынке грузоотправителя