12-07-13 / 2013
Новости отрасли
О возможностях финансирования железнодорожной инфраструктуры в России

(Александр Поликарпов - Руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ))

- В настоящее время одна из основных проблем железнодорожного транспорта – наличие на сети «узких мест». Развитие отечественных отраслей промышленности (особенно добывающей), стимулируют рост объёмов грузовых перевозок. По ряду направлений пропускные мощности железных дорог уже полностью исчерпаны, и в скором времени, если не будут приняты оперативные меры, железнодорожный транспорт станет ограничителем роста экономики. Финансовых ресурсов ОАО «РЖД» недостаточно для потребного развития сети.

Проблема в том, что на ЖД транспорте действует перекрёстное субсидирование, когда грузоотправители высокодоходных грузов оплачивают убытки от перевозки низкодоходных. Разница может достигать 3-4 раза. В результате проблема в поиске источников инвестиций для развития инфраструктуры возникает как раз там, где значительные объемы низкодоходных грузов. Например, если по БАМу перевозить только уголь, то инвестиции не окупятся никогда, а если только нефтепродукты, то срок окупаемости инвестиций – 4-5 лет.

Таким образом, частный инвестор будет готов развивать инфраструктуру под «дорогие» грузы, «переключая» их от сети ОАО «РЖД», что снизит возможности сохранять перекрёстное субсидирование в прежнем объеме.

Развивать инфраструктуру под высокодоходные перевозки может и само РЖД. В настоящее время, на основе Соглашения между Новатэком и РЖД реализуются мероприятии по развитию и модернизации отдельных объектов железнодорожной инфраструктуры общего пользования для увеличения пропускной и провозной способности на участке Лимбей – Сургут – Тобольск Свердловской железной дороги. По условиям Соглашения, ОАО «РЖД» осуществляет мероприятия по увеличению пропускной способности инфраструктуры стоимостью до 41,3 млрд рублей, из которых 30,5 млрд рублей будут профинансированы ОАО «НОВАТЭК», возврат средств «НОВАТЭКу» будет осуществлен путем оказания транспортных услуг.

Подобные схемы привлекательны для частных инвесторов, которые стремятся обеспечить стабильный вывоз своего груза.

 

ИсточникДатаНаименование материала
PortNews11.07.13О возможностях финансирования железнодорожной инфраструктуры в России