05-08-10 / 2010
Новости отрасли
О том, с чем сталкиваются производители минеральных и химических удобрений, рассказывает исполнительный директор Российской ассоциации...

– Каким образом изменились структура и направление грузопотока за прошедший год? Какие факторы оказали на это влияние?

– В структуре перевозок минеральных удобрений доминирует хлористый калий, аммиачная селитра и комплексные (NPK) удобрения, суммарная доля которых составила две третьих от общего количества транспортируемых по железной дороге удобрений в январе – июне текущего года. Так, по итогам первой половины 2010 г. объем поставки на внутренний рынок РФ железнодорожным транспортом аммиачной селитры составил 2,1 млн. тонн, что на 4% превысило соответствующий параметр предшествующего года, калийных удобрений – 0,9 млн. тонн (+5%), NPK-удобрений – 0,6 млн тонн (+2%). При этом необходимо отметить, что большая часть хлористого калия поставляется железнодорожным транспортом на отечественные заводы-производители комплексных удобрений. В ряду экспортируемых минеральных удобрений в наибольших количествах вывозятся за рубеж калийные – 4,2 млн тонн (32% от общего объема перевозок железнодорожным транспортом) и комплексные удобрения (2,4 млн тонн, или 18%). По сравнению с первой половиной 2009 года объем экспорта калийных удобрений по железной дороге вырос втрое, NPK-удобрений – на треть. Наблюдаемая интенсификация железнодорожных перевозок минеральных удобрений связана с оживлением рынка – как отечественного, так и международного, – обусловленным, прежде всего, преодолением прошлогоднего кризиса.

– Транспортная составляющая всегда была существенной в конечной цене продукта. Как изменились тарифы на перевозку минеральных удобрений по сравнению с прошлым годом?

– С учетом тарифа на перевозку сырья, наибольшая транспортная составляющая присутствует в цене фосфорных удобрений – 25–33%. Размер транспортной составляющей зависит от цены на удобрения, которая достаточно сильно меняется в зависимости от сезона и прочих условий на рынке. Отмечу, что железнодорожные тарифы на перевозку удобрений в 2010 году увеличились по сравнению с тарифами в 2009-м на такую же величину, как и на прочие грузы – на 9,4%. Власти проводят политику сдерживания роста железнодорожных тарифов, оказывая при этом прямую поддержку ОАО «РЖД». РАПУ со своей стороны, постоянно ведет работу с Федеральной службой по тарифам и РЖД по предоставлению исключительных тарифов на железнодорожные перевозки, уделяя особое внимание перевозкам сырья для производства минеральных удобрений, ввиду того что доля тарифа в цене сырья может доходить до 40%.

– С какими трудностями сегодня сталкиваются грузоотправители при транспортировке минеральных удобрений? Каким образом они могут быть решены?

– Одна из основных трудностей связана с просрочкой в доставке грузов из-за загруженности железных дорог, особенно в юго-западной части России в связи с активным строительством олимпийских объектов Сочи-2014. Решать проблему производители стараются более четким планированием и взаимодействием с РЖД.

Важно отметить, что в виду постоянного увеличения грузопотока необходимо развитие многих транспортных узлов, особенно в районах приграничных и припортовых станций, чтобы исключить усложнение ситуации в дальнейшем.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru03.08.10Игорь Калужский: «Одна из основных трудностей связана с просрочкой в доставке грузов»