О том, какие проблемы сегодня испытывает лесная отрасль в вопросах железнодорожных перевозок, мы спросили директора по логистике лесного сектора Stora Enso в России Алексея Алексеева.
– Алексей Анатольевич, как переход инвентарного парка полувагонов в разряд приватного сказался на перевозках лесной продукции?
– Отрасль стала ощущать острый дефицит подвижного состава, поскольку частные полувагоны стали практически недоступны по своим стоимостным показателям.
В настоящее время полувагоны востребованы в более доходных перевозках и обеспечены платежеспособным спросом, а лесные грузы оказались не у дел. Если, например, у угольщиков цена продукции после кризиса несколько подтянулась, то у лесников – практически нет. В результате в лесном секторе для отдельных направлений железнодорожных перевозок транспортная составляющая порой превышает стоимость самой продукции. Ввиду дефицита полувагонов и их недоступности по цене пристальное внимание лесников сейчас обращено на специализированный подвижной состав, в том числе на универсальные платформы, оборудованные стойками для перевозки лесоматериалов.
– Достаточно ли сегодня стимулов для поддержания и развития специализированного парка вагонов для лесных перевозок?
– Работа с лесовозными платформами удобнее с точки зрения экспортного таможенного оформления и погрузки-выгрузки. Кроме того, практически все импортеры уже настаивают на том, чтобы круглый лес перевозился только на лесовозных платформах. Однако в настоящее время, с учетом постоянного роста стоимости самих вагонов, расходов на их содержание и ремонт, уровень вагонной составляющей не позволяет инвестировать в приобретение этого парка и в его модернизацию, поскольку срок окупаемости слишком велик.
– Отвечает ли нынешняя тарифная политика интересам лесной отрасли?
– Не всегда. Например, сейчас идет сближение второго и третьего разделов Прейскуранта № 10-01 путем увеличения тарифов второго раздела для внутренних перевозок, что оказывает дополнительное негативное влияние на потенциал отрасли.
– Насколько остро вы ощущаете дефицит тягового подвижного состава?
– Ситуация, к сожалению, неблагоприятная. Обеспеченность как магистральной, так и станционной тягой постоянно снижается, что в итоге приводит к ухудшению оборачиваемости вагонов. В принципе, никто не призывает РЖД держать по локомотиву в каждом пункте погрузки или на неэффективном направлении, поскольку нужно руководствоваться экономической выгодой. Но в то же время мы хотим получить именно от перевозчика соответствующую услугу, может быть, и по более высокой цене.
В результате наша компания была вынуждена отказаться от локомотивов РЖД. На всех терминалах у нас работают арендованные локомотивы, поскольку рассчитывать на то, что РЖД выполнит свои обязательства в срок и полном объеме, не приходится. Да, мы несем дополнительные затраты, но взамен получаем возможность более стабильной и надежной работы.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер.ru | 25.02.11 | Лес в капкане реформ |