06-08-12 / 2012
Новости отрасли
О некоторых тенденциях на рынке транспортных услуг рассказал генеральный директор "Нефтетранссервиса" Александр Тертычный

Тенденция последних лет - стремительная диверсификация бизнеса операторскими компаниями. Например, вышедший три года назад в сегмент управления универсальными вагонами оператор цистерн "Нефтетранссервис" за это время нарастил парк полувагонов до 30 тыс. единиц.

"Транспорт": Александр Николаевич, НТС - один из крупнейших операторов, обладающий развитой маршрутной сетью. Как компании, управляющей крупным парком универсальных вагонов, удается оптимизировать перевозочный процесс, минимизировать порожние пробеги?

- Начав с перевозок нефтеналива и позднее, в 2009 году, включившись в работу с универсальным подвижным составом, мы позиционировали себя как высокотехнологичную компанию, удобную для участников перевозочного процесса - как грузоотправителей, так и владельца инфраструктуры. Мы понимали, что будущее компании - не в предоставлении парка, а в организации технологичной работы для гарантированного обеспечения вывоза.

В I квартале 2009 года, во время кризиса, мы начали привлекать в аренду первые полувагоны и развивать этот бизнес. На начальном этапе их было порядка 300 единиц. За три года мы прошли путь от компании, которая сначала управляла парком до 1 тыс. полувагонов, затем - до 5 тыс., и после успешного участия в аукционах РЖД по продаже старых полувагонов в 2010 году и реализации собственной программы закупок нового подвижного состава вышли на уровень 30 тыс. единиц.

За это время мы системно перестраивали свою работу. Изначально вагоны ходили хаотично, и было довольно сложно заранее планировать направление каждой следующей отправки. За последние полгода нам удалось во взаимодействии с РЖД и базовыми клиентами выстроить технологию работы, в основу которой легли такие принципы, как работа с обезличенным парком, позволяющая исключить процесс сортировки и сократить время подачи вагонов под погрузку, хмаршрутизация груженых и порожних вагонопотоков и, как следствие, сокращение нагрузки на инфраструктуру и увеличение оборачиваемости вагонов. Могу сказать, что за последний год нам удалось существенно сократить коэффициент порожнего пробега, т. е. практически весь парк, который на сегодняшний день задействован в перевозках, работает по принципу обратной загрузки. Конечно, есть направления, где 100%-ная обратная загрузка невозможна, к примеру, порты Дальнего Востока.

"Транспорт": Компания, начинавшая с перевозок налива, приобрела значительное количество полувагонов. Есть ли планы по дальнейшей диверсификации, например, по вхождению в зерновой, контейнерный сегменты?

- Стратегия развития бизнеса компании направлена на то, чтобы в каждом сегменте рынка железнодорожных перевозок, где представлен "НефтеТрансСервис>>, он занимал лидирующие позиции. Второй немаловажный момент - размеры компании с точки зрения уже выстроенной технологии позволяют эффективно управлять большим парком.

Купить специализированный подвижной состав ради присутствия в сегменте с парком в 500 или даже 1 тыс. вагонов ни в плане эффективности, ни в плане развития для компании не интересно. Основная задача для нас сейчас - совершенствование перевозочной технологии, а в перспективе будем следить за рынком - если появятся интересные предложения, мы, безусловно, их рассмотрим.

"Транспорт": Есть мнение, что крупная транспортная компания обычно ориентирована на крупных клиентов. У НТС есть мелкие клиенты с повагонными отправками?

И есть ли интерес их обслуживать?

- Мы, как компания, которая имеет существенную долю в работающем на сети парке, соответственно, обслуживаем клиентов совершенно разных "весовых категорий" - и крупных, и средних, и сравнительно небольших, что важно для обеспечения обратной загрузки в рамках выстраивания эффективной работы вагона, о которой я уже говорил. И если порядка 80% погрузки приходится на наших основных клиентов - металлургов и угольщиков, то порядка 20% - это клиенты с повагонными отправками, некоторые из которых грузят не более 10 вагонов в месяц. Для обеспечения технологии организации управления парком на местах в регионах создана широкая филиальная сеть, включающая 25 филиалов и представительств в России и СНГ. Руководители филиалов наделены полномочиями решать вопросы, связанные с обеспечением контроля и взаимодействия с грузоотправителями, представителями РЖД на данной дороге, органами местного самоуправления.

"Транспорт": А западная часть "пространства 1520" охвачена компанией с точки зрения той же обратной загрузки полувагонов, направляющихся, например, в порты Украины?

- Да, мы работаем в этом регионе преимущественно по обратной загрузке. На сегодняшний момент это в основном щебень, поставляемый для строительства в московский регион, а также иные грузы, в том числе трубы и строительные материалы.

"Транспорт": В продолжение темы диверсификации скажите, насколько интересен НТС как оператору цистерн газовый сегмент перевозок?

В частности, сохраняется ли интерес к "СГ-Трансу" после объявленных ФАС предписаний будущему покупателю этой госкомпании?

- В данном случае можно говорить не только о диверсификации, но и о синергии, поскольку с большей частью нефтяных компаний, присутствующих на газовом рынке, мы уже достаточно давно работаем в сегменте нефтеналивных грузов. По "СГ-Трансу" наша компания будет принимать решение после изучения окончательных условий данной сделки.

"Транспорт": Если не за счет "СГ-Транса", то в стратегию компании укладывается какой-либо иной вариант выхода в газовый сегмент, закупка газовых цистерн?

- Как я уже упоминал раньше, мы все-таки исходим из того, что шаг в тот или иной сегмент рынка должен быть более масштабным. Поступательная закупка цистерн, как тех, которые уже работают на рынке, так и новых, с завода, даже если начать ее завтра, займет слишком много времени.

"Транспорт": Как сказался на работе компании отзыв Первой грузовой компанией цистерн из аренды?

- Стоит отметить, что компания с начала прошлого года все взятые на себя обязательства по вывозу нефтепродуктов выполняет. Весьма неплохо справлялись в зимний период, особенно с учетом довольно сложных погодных условий. Что касается ПГК, то у нас достаточно хорошие партнерские отношения, мы пытаемся работать согласованно и находить компромиссные решения. Парк цистерн ПГК, который у нас был в аренде, в настоящее время работает под нашим управлением.

"Транспорт": Каково мнение компании о качестве подвижного состава?

Как прокомментируете ситуацию с литьем?

- Говоря о качестве подвижного состава, стоит отметить, что государственные органы, как контролирующие, так и сертифицирующие, должны относиться к этому вопросу серьезнее, ужесточать требования к производителям. Последние три года компании с крупным парком подвижного состава все чаще сталкиваются с остановками и отзывом из эксплуатации новых вагонов из-за некачественного литья (крупных литых деталей - надрессорной балки и боковой рамы). На последних совещаниях поднимался вопрос об отмене действующих отраслевых стандартов и возврате к государственным стандартам изготовления литых деталей.

"Транспорт": После недавних решений Ространснадзора, ограничивавших использование цистерн, как вы охарактеризуете ситуацию на рынке перевозок наливных грузов?

- В ситуации с требованием использовать цистерны в строгом соответствии с ТУ, на наш взгляд, необходимо приводить нормативную базу в порядок и в соответствие с принципами разумности. Если те или иные положения нормативов устарели, нужно их менять. Мы уверены, что необходимо перейти от существующих наименований "светлые" и "темные" нефтепродукты к описанию физико-химических свойств груза. Например, газойль имеет плотность 0,9, а нефть - от 0,79 до 0,85, т. е. светлый нефтепродукт, по сути, тяжелее нефти.

Парк должен быть универсальным с точки зрения вывоза продукции и работы станции, обеспечивающей функционирование предприятий нефтяной промышленности, как, собственно, и было еще в советские времена.

Ситуация в сегменте в настоящий момент нормализовалась, в частности в результате ухода части грузовой базы темных нефтепродуктов на реку. Высвободившийся "темный" парк НТС передислоцирует на перевозку нефти. Цистерны же, которые, по мнению "Ространснадзора", для темных не пригодны, мы "осветлили" на промывочно-пропарочных станциях и направили под перевозку светлых нефтепродуктов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт20.07.12Александр Тертычный: "Мы сделали ставку на технологичность компании"