24-02-12 / 2012
Новости отрасли
О наиболее значимых инвестиционных проектах и о развитии транспортной системы региона рассказал начальник ОЖД Виктор Степов

Особое географическое положение Октябрьской железной дороги, которая обслуживает порты, расположенные на Балтийском, Белом и Баренцевом морях, пограничные переходы в Финляндию, Эстонию и Латвию, а также два мегаполиса, приводят к необходимости первоочередного развития инфраструктуры линий, проходящих через северо-западный регион и обеспечивающих потребности в экспортно-импортных перевозках всей страны.

Поэтому значительная часть инвестиций РЖД вкладывается именно в инфраструктуру Октябрьской дороги.

"Транспорт": Виктор Васильевич, в 2011 году наметилось оживление в области реализации транспортных инфраструктурных проектов. Какие наиболее крупные объекты намечено построить и реконструировать на дороге в ближайшие два-три года?

- Несмотря на кризисные явление в экономике, последние пять лет ОЖД осваивала значительные объемы капиталовложений. Большие инвестиции были сделаны в развитие железнодорожных подходов к российским портам, расположенным на Балтике, а также на Баренцевом море. Кроме того, на ОЖД в последние годы развивалось высокоскоростное движение, которое сразу оказалось востребованным пассажирами.

Перечисленные задачи обусловили ситуацию, при которой объемы инвестиций в инфраструктуру ОЖД из года в год увеличиваются. Например, в 2010 году дорогой было освоено 42 млрд рублей, а в 2011 году - 56,5 млрд рублей. На 2012 год предварительно запланировано 52,5 млрд рублей, однако очень вероятно, что эти объемы будут превышены.

В ближайшей перспективе на ОЖД начнется развитие нескольких объектов. В частности, в 2012 году продолжится реконструкция линии Мга - Веймарн - Усть-Луга, являющейся подходом к порту Усть-Луга. Кроме того, будут вестись работы по увеличению пропускной способности дальних подходов к этому порту. Речь здесь идет об участке Кошта - Волховстрой. Кроме того, предполагается создать дублер этого направления. В 2012 году начинается проектирование реконструкции направления Савелово - Сонково - Мга.

В рамках проекта по выносу грузового движения со скоростной линии Санкт-Петербург - Бусловская будут реконструироваться подходы к порту Высоцк. Продолжится развитие подходов к Мурманскому порту. Мы следим за направлениями грузопотоков, складывающихся как на дороге, так и на сети, и в соответствии с этим направляем свои инвестиции на те участки, где выявляется недостаточная пропускная способность.

"Транспорт": Как продвигается реконструкция подходов к новой линии Лосево - Каменногорск, в частности, по мостам через Лосевскую протоку, Вуоксу, а также по железнодорожным узлам Каменногорск и Выборг, пограничному переходу Светогорск?

- В рамках выноса грузового движения со скоростной линии Санкт-Петербург - Выборг ведется сооружение новой магистрали Лосево - Каменногорск и развитие существующих подходов к ней. У этих объектов два заказчика. Само строительство линии Лосево - Каменногорск ведет "Росжелдор". В то же время модернизация подходящих к новой магистрали линий финансируются за счет средств РЖД. В 2011 году РЖД освоили на этом объекте 9,5 млрд рублей. На текущий год РЖД запланировали выполнить работы в объеме 11,5 млрд рублей. Нужно отметить, что мы стараемся синхронизировать наши работы со строительством новой линии. Перед ОЖД стоит задача развития линий как со стороны Сосново, так и участка Каменногорск - Выборг одновременно с вводом в эксплуатацию новой линии.

В 2011 году мы выполнили реконструкцию приемоотправоч-ных путей парка "Л" на станции Выборг; было осуществлено переустройство главного пути на участке Сосново - Лосево-1, построена станция Лосево-1, модернизирована станция Сосново.

На 2012 год запланировано развитие еще парка "Б" на станции Выборг с удлинением путей до полезной длины 1050 м. Кроме того, продолжатся работы на участке Сосново - Лосево-1. Будут построены вторые пути на перегоне Каменногорск - Возрождение длиной 28 км. Планируется также осуществить прокладку второго пути и электрификацию участка Таммисуо - Возрождение протяженностью 22 км.

"Транспорт": После ввода в эксплуатацию новой линии Лосево - Каменногорск не окажется ли узким местом Санкт-Петербургский железнодорожный узел, особенно однопутный Кузьминский мост через Неву?

Какие меры намечены по развитию узла для пропуска транзитных поездов на Высоцк, Приморск и Финляндию?

- Нами оценивались перспективы использования пропускной способности отдельных участков Санкт-Петербургского железнодорожного узла. В настоящее время пропускная способность участка, на котором расположен Кузьминский мост, вполне достаточна. Поэтому реконструировать этот мостовой переход пока не планируется. Нужно учитывать, что в 2005 году был введен в строй второй Финляндский мост, и этот переход через Неву в настоящее время является двухпутным. Таким образом, мы можем пропускать значительное число поездов через пост 5-й км - дача Долгорукова в пределах Санкт-Петербурга.

"Транспорт": Пропускная способность Бабаевского хода близка к исчерпанию. Какие меры будут приняты для реконструкции направления Ярославль - Сонково - Хвойная - Мга?

- Действительно, в последние годы дальние подходы к Усть-Луге со стороны Северной железной дороги имели ограниченную пропускную способность. Узким местом на этом направлении была станция стыкования переменного и постоянного тока - станция Бабаево. Стоимость развития этой станции составляет 5,6 млрд рублей. За период с 2007 по 2011 год в реконструкцию станции было вложено 3,9 млрд рублей, из которых в прошлом году на работы было израсходовано 1,69 млрд рублей. На 2012 год запланировано освоить 310 млн рублей капиталовложений.

В 2011 году пропускная способность станции увеличилась с 65 до 72 пар поездов в сутки. В основном это было достигнуто за счет постройки на станции шести путей нового приемоотправочного парка. В 2012 году будет построено еще три пути.

В этом году начинается проектирование реконструкции направления Сонково - Мга. Общая сумма необходимых для развития этой линии инвестиций оценивается в 90 млрд рублей. С учетом столь крупных затрат реконструкция данного направления разбита на два этапа. Стоимость первого составит 50 млрд рублей. В рамках этого этапа необходимо построить вторые пути и провести реконструкцию верхнего строения пути. Линия пока останется на тепловозной тяге. После выполнения этих работ к 2015 году мы будем иметь полноценный ход, способный дублировать Бабаевское направление.

"Транспорт": Как обстоят дела с реконструкцией направления Мга - Гатчина - Устъ-Луга?В какие сроки может быть осуществлена электрификация этой линии?

- В начале 2011 года было решено, что из государственного бюджета на электрификацию этого направления будет выделено 25 млрд рублей. Тем не менее эти средства пока не получены, и реконструкцию линии Мга - Веймарн - Усть-Луга РЖД проводят за счет собственных ресурсов.

В 2011 году в усиление и обновление этого участка РЖД инвестировали 15,2 млрд рублей. За счет этих средств оказалось возможным ввести в эксплуатацию 13,4 км второго пути на перегонах Пустынька - Стекольный (на участке Мга - Гатчина), а также выполнить реконструкцию пяти станций этого направления.

В 2012 году наша компания инвестирует 15,1 млрд рублей в развитие этого направления.

С использованием этого финансирования планируется построить и реконструировать ряд объектов. Во-первых, будет выполнено несколько этапов реконструкции узловой станции Мга. Во-вторых, будет произведена реконструкция главного пути на участке от станции Веймарн до станции Лужская-Сортировочная протяженностью 32 км. В-третьих, должна быть построена высоковольтная линия электропередачи с напряжением 110 кВт длиной 37 км. И наконец, необходимо выполнить второй этап строительных работ по станции Лужская-Южная. Планируется, что к 2013 году этот участок будет электрифицирован. Однако отсутствие бюджетного финансирования приводит к тому, что работы идут медленнее, чем это необходимо для освоения все возрастающего грузопотока. При таких условиях возникает угроза того, что пропускной способности этой линии окажется недостаточно. Необходимо учитывать, что, по прогнозам РЖД, объемы железнодорожных перевозок к порту Усть-Луга в 2015 году достигнут 65,3 млн твг, а в 2020 году - 76,7 млн твг. Общий объем капиталовложений, необходимых для реконструкции линии Мга - Ивангород, составляет 120,3 млрд рублей.

"Транспорт": В связи с предполагаемым сооружением новых терминалов в Мурманском порту и новой линии Выходной - Лавна каким образом будет увеличена пропускная способность магистрали Волховстрой - Мурманск?

- Для новой линии Выходной - Лавна РЖД разработали технические условия, которые были приняты "Ространсмодернизацией". Сооружение этой магистрали будет осуществляться за счет государственного бюджета. Для увеличения перерабатывающей способности Мурманского транспортного узла в его южной части на станции Выходной будет построена крупная сортировочная станция, которая займется обслуживанием терминалов, расположенных как на западном, так и на восточном берегу Кольского залива. Касаясь более дальних подходов к Мурманску, а это вся линия Волховстрой - Мурманск, хотелось бы отметить, что строительство вторых путей будет осуществляться на трех участках магистрали.

"Транспорт": РЖД планируют пропуск угольных маршрутов массой до 9 тыс. тонн по направлению Кузбасс - Усть-Луга. Какими локомотивами в пределах дороги будет обеспечен пропуск этих тяжеловесных поездов?

- Действительно, в настоящее время РЖД планомерно готовятся к пропуску тяжеловесных поездов весом от 7,5 тыс. тонн до 9 тыс. тонн на всем направлении от Кузбасса до порта Усть-Луга. На электрифицированных участках ОЖД работают электровозы ВЛ15, которые способны обеспечить вождение тяжеловесных поездов. Для работы на неэлектрифицированных участках ОЖД получила партию новых грузовых тепловозов 2ТЭ116У. Таким образом, в отношении обеспечения тяги ОЖД готова к пропуску тяжеловесных поездов. Ограничивающим фактором для пропуска таких поездов является незавершенность реконструкции линии Мга - Веймарн - Усть-Луга.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт20.02.12Виктор Степов: "Объёмы инвестиций в инфраструктуру ОЖД из года в год увеличиваются"