Александр Синев, президент Института развития транспортных систем Для сокращения порожнего пробега тарифы не должны рассматриваться как мера первого порядка. Тарифная система может быть частью целевых организационно-технологической и правовой моделей работы с порожним парком. Сократить порожний пробег можно не везде. Еще во времена МПС 100-процентный порожний пробег имели определенные виды специализированных вагонов, в особенности если они принадлежали предприятиям и организациям. То есть во многих сегментах в принципе нет возможности оптимизировать порожний пробег.
Речь о сокращении пробега порожних вагонов может идти в основном в отношении универсального парка. Причем эта задача может быть решена полностью и эффективно только в условиях централизованного управления обезличенным подвижным составом. Это академическое условие решения основной транспортной задачи: чем больше в распоряжении транспортного оператора находится точек зарождения и погашения грузопотоков и ресурсов для транспортировки, тем меньшими затратами можно осуществить перевозки, в том числе максимально сократить порожний пробег.
Это не означает, что необходимо возрождение МПС. Достаточно создать инструмент централизованного управления парком по договору с владельцем вагонов. Однако большинство участников операторского рынка, мягко говоря, не являются поклонниками этой идеи. Поэтому вопрос в приоритетах государственной политики: что важнее – создание локальных оптимумов в операторском бизнесе или максимальная оптимизация транспортных издержек в экономике в целом. Для кого-то ответ на этот вопрос очевиден, для кого-то нет, но прежде чем что-то делать с правовой и тарифной системами, надо ответить именно на этот вопрос.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 17.10.2019 |