25-07-11 / 2011
Новости отрасли
Нужно рационально сочетать долгосрочные контракты с крупными грузоотправителями и разовые отправки

Для осуществления государственных и социальных перевозок в «режиме Прейскуранта 10-01» вагон должен быть инвентарным, так как только в этом случае РЖД могут взыскать с грузоотправителя и грузополучателя плату за пользование вагоном по Тарифному руководству № 2 и штраф за сверхнормативное занятие подвижного состава в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта.

При использовании приватного подвижного состава даже дочернего предприятия РЖД грузоотправители и грузополучатели освобождаются от уплаты этих платежей, а операторы обычно включают плату за пользование вагоном в свою ставку. Поэтому при аналогичной перевозке груза для корректного сравнения ставку оператора необходимо сравнивать с совокупными транспортными затратами грузовладельца в вагоне инвентарного парка (СТЗ ИП).

СТЗ ИП состоит из железнодорожного тарифа по Прейскуранту 10-01 и платы за пользование вагоном в пределах оговоренного с оператором срока в соответствии с Тарифным руководством № 2. Кстати, ставка ПГК в среднем по всем отправкам за май 2011 года меньше СТЗ ИП на 6%.

При этом при перевозках социально значимых грузов и грузов в пределах России ставки ПГК практически всегда ниже СТЗ ИП. А при перевозках экспортных грузов мы используем рыночные цены.

Что касается перевозок социально значимых грузов и воинских отправок, у нас есть добровольно взятые на себя обязательства как у крупнейшего железнодорожного оператора и дочернего общества ОАО "РЖД" по перевозке социальных грузов. Это энергетический уголь для нужд ЖКХ, минеральные удобрения для сельхозпроизводителей, минерально-строительные материалы для строительства олимпийских объектов в Сочи, для строительства объектов во Владивостоке к саммиту АТЭС, вода для пожарных поездов и т.д. Но по некоторым видам перевозок существуют проблемы с планированием, когда нас ставят перед фактом необходимости такой перевозки. Мы не резервируем подвижной состав, просто не можем себе это позволить. Все, что планируется заблаговременно, мы включаем в план, встраиваем в свою логистику. В противном случае приходится снимать вагоны с других клиентов компаний-операторов.

В общем-то, вся нынешняя суть проблемы состоит в том, что у РЖД не осталось вагонов, а остались обязательства их предоставлять. Да еще и тариф на некоторых направлениях позволяет коммерсантам дополнительно заработать по сравнению с инвентарным парком. Поэтому для того, чтобы разрубить этот узел, надо или дать возможность РЖД отказывать в согласовании заявки на перевозку в вагонах инвентарного парка, или установить тариф за перевозку в вагонах инвентарного парка на рыночном уровне. И проблема необеспечения грузовладельцев вагонами инвентарного парка будет решена в течение месяца.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.07.11Свободных вагонов нет