03-04-13 / 2013
Новости отрасли
Нужно ли вносить изменения в Целевую модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года?

Сергей Старых, заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД":

- Целевая модель нужна, и она должна быть реализована в поставленные правительством сроки. Другое дело, что сегодня рынок железнодорожных перевозок в России переживает существенные структурные изменения и активно развивается. Поэтому в ранее принятые документы, планирующие его будущее, могут вноситься изменения, делающие их актуальными для текущего момента. Нужно принимать гибкие и эффективные нормативные решения, основываясь на расчете возможных эффектов по их реализации. Я бы отметил желательность в ходе реализации Целевой модели принятия новых нормативно-правовых актов, прописывающих статус, права и обязанности таких рыночных игроков, как операторы и экспедиторы, соответствующей актуализации закона "О железнодорожном транспорте" и Устава железнодорожного транспорта. Было бы логично, если бы эти задачи нашли свое место в реализуемой Целевой модели.

Виталий Момот, генеральный директор ООО "Альянс "Восток - запад":

- Считаю, что изменения, которые могут вноситься в Целевую модель, должны соответствовать ее изначальной направленности - развитию справедливой конкуренции в сфере железнодорожных перевозок, повышению прозрачности и понятности данного рынка для всех его участников. Эти задачи и являются изначальной сутью модели, и если для их достижения нужно вносить нормативные изменения в отдельные ее пункты, то этого не надо бояться. Вспомним, что, когда только принималось решение о начале структурных реформ на железнодорожном транспорте, сразу ставились вопросы о необходимости либерализации цен на вагоны, создании нескольких крупных конкурирующих частных компаний, предоставляющих услуги тяги, и много других задач. На сегодня же мы имеем по-настоящему реализованным лишь один ключевой аспект Целевой модели - появились частные собственники вагонов. Нужно продолжать реализовывать главную задачу документа - создание полноценной конкурентной среды в железнодорожной отрасли.

Юрий Саакян, генеральный директор ИПЕМ:

- На текущий момент вносить изменения в Целевую модель не следует, потому что сначала нужно сделать то, что уже запланировано, а не переиначивать уже принятую программу действий. Если постоянно вносить корректировки в такие базовые программы, то в итоге можно получить результат, противоположный изначально задуманному. Но в дальнейшем, когда будут реализованы ключевые элементы Целевой модели, корректировки будут уместны. В частности, у меня вызывает сомнение декларируемая данным документом необходимость развития института локальных перевозчиков. Пока те компании, к которым применим данный термин, не внесли никакого ощутимого вклада в решение существующих в железнодорожной отрасли проблем. Нет гарантий, что они станут полезнее и в будущем.

Александр Сапронов, вице-президент по логистике группы компаний "НЛМК":

- Возможные изменения в Целевую модель следует делить на две группы - стратегические и тактические. Что касается стратегических изменений, то потребность в них неочевидна - в целом модель составлена грамотно, с учетом реальных долгосрочных потребностей железнодорожной отрасли. Относительно же тактики, то, безусловно, фактор текущих изменений среды перевозочного рынка должен учитываться. Прежде всего следует учитывать такую данность, как завершение эпохи дефицита подвижного состава и наступление его профицита. Целевая модель должна отреагировать на этот факт тактическими изменениями в способах и средствах ее реализации.

Семен Резер, президент Гильдии экпедиторов России:

- Целевая модель реализуется, и есть все основания думать, что завершение этого процесса уложится в изначально отведенные правительством сроки. Главным фактором, дающим возможность так считать, является принципиальный шаг - создание института частных собственников вагонного парка. Что же касается внесения изменений и дополнений в сам текст Целевой модели, то они возможны, если с их помощью нормативная база, регулирующая работу железной дороги, будет приводиться в соответствие с реалиями ее работы и потребностями участников перевозочного процесса. Такие изменения в Целевую модель прежде всего могли бы касаться нормативного обозначения новых игроков транспортного рынка - операторов подвижного состава и экспедиторов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.04.13Вопрос дня