20-01-20 / 2020
Новости отрасли
Нужно ли усиливать Северный широтный ход без Белкомура и Баренцкомура, решат до 2025г

Министерства до июля 2024 года оценят необходимость усиления Северного широтного хода (СШХ) и железнодорожного коридора Обская - Бованенково - Сабетта (СШХ-2) для обеспечения перевозок переключаемых объемов грузов с существующих направлений транспортировки в случае нецелесообразности проектов "Белкомур" и "Баренцкомур" следует из распоряжения правительства РФ, опубликованного на официальном портале правовой информации.

Ответственными исполнителями за оценку являются Минтранс России, Минвостокразвития РФ и правительство Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).

Создание СШХ пропускной способностью 23,9 млн тонн грузов в год призвано сократить протяженность транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Баренцева и Карского морей, а также обеспечить развитие Арктики. Основные участники - РЖД, ПАО "Газпром" и ЯНАО - должны профинансировать реконструкцию собственной ж/д инфраструктуры, строительство новых объектов выполнит концессионер - ООО "СШХ" (99,97% у АО "РЖД-Инфраструктурные проекты", 0,03% - у ООО "УК СШХ").

Создание линии Бованенково - Сабетта пока официально не стартовало. К 2023 году планируется строительство однопутной ветки длиной 170 км, которая, по расчетам авторов документа, даст грузоотправителям эффект от сокращения дистанции перевозки грузов в 18 млрд рублей в год.

"Белкомур" (Белое море - Коми - Урал) - комплексный проект промышленного и инфраструктурного развития севера РФ и Урала, основой которого является строительство железнодорожной магистрали Соликамск - Сыктывкар - Архангельск протяженностью 1161 км. Ее пропускная способность составит до 35 млн тонн грузов в год. Железная дорога состоит из 2 участков, северного (по территории Архангельской области и Коми) и южного (от Сыктывкара по территории Коми и Пермского края). Фактически необходимо проложить линии Карпогоры - Вендинга и Сыктывкар - Гайны - Соликамск, а остальные участки Северной желдороги (филиал РЖД) - реконструировать. "Белкомур" позволит сократить путь от Урала до портов Архангельска на 800 км. Его общая стоимость оценивалась в 180 млрд рублей.

В феврале 2019 года Газпромбанк, правительства Коми, Архангельской области и межрегиональная компания "Белкомур" в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи подписали соглашение о сотрудничестве по проекту строительства железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Соликамск.

Проект "Баренцкомур" (Баренцево море - Коми - Урал) предполагает создание железной дороги по маршруту Сургут (Ханты-Мансийский автономный округ) - Полуночное (Свердловская область) - Троицко -Печорск - Сосногорск - Индига. Планировалось, что эта железная дорога в связке с глубоководным портом наравне с "Белкомуром" или вместо него станет новым маршрутом для экспорта продукции промышленных предприятий восточной части РФ. При этом линия проходит через нефтегазоносные месторождения, что откроет возможности для их разработки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс20.01.2020