21-03-12 / 2012
Новости отрасли
Нужно ли делать страхование ответственности операторов обязательным?

Александр Тишанин, вице-президент ОАО "РЖД":

- Прежде всего следует отметить, что речь следует вести не об операторах, а о владельцах подвижного состава. Это принципиальная разница, потому что правовой статус владельца прописан в Гражданском кодексе, а оператора - нет. Поэтому о них и не идет речь. Страхование ответственности необходимо, прежде всего, самим владельцам подвижного состава. Его введение дает для участников перевозочного процесса как минимум финансовую устойчивость. Перевозимые ими грузы по своей цене, как правило, многократно превышают объемы их уставного капитала, а цена ущерба от транспортных происшествий, возникающих в результате эксплуатации неисправных вагонов, еще выше. Есть заявления собственников, что введение страховой ответственности должно сопровождаться отменой практики отставки ОАО "РЖД" от выхода на сеть вагонов, в которых обнаружены дефекты. Но холдинг самостоятельно такие отстранения не вводит, а руководствуется предписаниями Ространснадзора, государственного органа, наделенного соответствующими полномочиями.

Максим Корнеев, коммерческий директор ООО "ОТЕКО": - Вводить систему страхования гражданской ответственности операторов железнодорожного парка имеет смысл. Но эта идея должна внедряться не как навязываемая сверху инициатива, а идти снизу, по взаимному согласию собственников и их отраслевых союзов. Иначе вся эта затея может превратиться в очередную "кормушку", когда будут в принудительном порядке определяться страховые компании, условия страхования и правила получения возможных выплат при наступлении страхового случая. Если же порядок страхования будет определен объединением операторов, когда такой процесс автоматически будет повышать статус и рейтинг компании, то многие собственники добровольно станут страховаться. Но если это будет введено волевым решением государственных органов, то просто будут повышены цены на наши услуги.

Андрей Ващенко, начальник управления стратегического развития ООО "Газпромтранс": - Считаю введение системы обязательного страхования операторской гражданской ответственности делом совершенно обязательным. Но права и взаимные обязанности сторон в этом процессе, а именно ОАО "РЖД" и операторов, должны быть равными.

Если операторы должны будут страховать свою гражданскую ответственность, то ОАО "РЖД" должно будет прекратить практику приостановки эксплуатации подвижного состава, в которых, по мнению холдинга, обнаружены дефекты. Если вагоны застрахованы, то ОАО "РЖД" не имеет права их отстранять. Проверку их состояния выполнит уже страховщик как несущая личную финансовую ответственность сторона. Страховка покрывает возможный ущерб, и никакого отзыва литья быть не должно.

Виктор Марков, директор по правовым вопросам и управлению имуществом ОАО "Трансконтейнер": - Важно понимать: в случае введения такой системы перед кем страхуется ответственность. Если перед грузовладельцем, то это никак не повлияет на безопасность движения. Если страхование будет захватывать и ответственность перед третьими лицами, то это уже другой вопрос. Объем возможных возмещений со страховщика и, следовательно, страховых сборов с оператора возрастет, следовательно, вырастет и их внимание к соблюдению требований по безопасности.

Но надо понимать, что обязательное страхование в соответствии с Налоговым кодексом России - это часть себестоимости. Таким образом, стоимость оказываемых услуг операторов увеличится. При этом надо понимать, что, как правило, причина аварии не в операторе. Она либо в некачественном ремонте, который был сделан заблаговременно, либо в производителе, который сделал бракованный вагон, либо в состоянии инфраструктуры.

Станислав Вартанян, вице-президент по корпоративным коммуникациям транспортной группы FESCO: - Мы уже заявляли об исключительной полезности страхования грузов при железнодорожных перевозках и неоднократно предлагали рассмотреть обязательное страхование грузов как законодательно закрепленную альтернативу оплате за охрану. Что же касается обязательного страхования ответственности операторов - вряд ли такой инструмент поможет повысить степень безопасности грузоперевозок. Чтобы повысить уровень безопасности, нужно не страхование ответственности, а надлежащий надзор и повышенное внимание к процессу.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.03.12Вопрос дня