27-08-15 / 2015
Новости отрасли
Нужен ли Владивостоку хаб?

На Дальнем Востоке может появиться хаб интернет-торговли. Правительство китайской провинции Хэйлунцзян предлагает создать логистический хаб интернет-торговли на территории свободного порта Владивосток. Насколько актуально данное предложение?

Торговые отношения в электронном формате

В последние годы объем интернет-торговли между Россией и Китаем рос темпами около 30% в год. При этом участники рынка прогнозируют дальнейший рост, но отмечают, что для этого требуется более совершенная логистика и переход к оптовым формам торговли.

По словам министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, развитие трансграничной электронной торговли между Россией и Китаем может стать одним из важных факторов роста двустороннего товарооборота.

В связи этим предложение китайской стороны выглядит весьма актуальным. "Мы хотим создать логистический хаб в свободном порту Владивосток и будем предлагать этот проект на ЭКСПО в Харбине", - подчеркнул председатель комитета по содействию международной торговле провинции Э Чжунци.

По его словам, в хабе будут обрабатываться товары и покупки, заказанные через интернет с территории Китая. Сегодня же почтовые отправления с территории КНР обрабатываются в логистических центрах в Екатеринбурге, Благовещенске, Москве и Новосибирске. Благодаря тому, что хаб расположится на территории свободного порта, таможенная очистка товаров будет проводиться по упрощенной схеме.

Напомним, что президент РФ Владимир Путин в июле подписал закон о создании свободного порта Владивосток. Документ вступит в силу 12 сентября. Свободный порт будет включать все морские порты юга Приморского края, аэропорт Кневичи и прилегающие участки железной дороги. Создание свободного порта позволит компаниям ввозить товары на территорию России для их дальнейшего экспорта через портовые терминалы Владивостока практически без таможенной очистки.

Оптимизация издержек - главная движущая сила

Как ранее отмечал А. Улюкаев, Россия и Китай должны диверсифицировать товарную структуру, сделав акцент на высокотехнологичном сегменте, а также осваивать новые направления - к примеру, инвестиционное сотрудничество. Одним из перспективных направлений аналитики называют именно сегмент электронной торговли. По прогнозам МЭР, к концу 2015 года число россиян, покупающих товары в интернете, достигнет 40 млн человек.

По мнению генерального директора SPSR Express Владимира Солодкина, бурное развитие трансграничной интернет-торговли между Китаем и РФ будет способствовать развитию логистической инфраструктуры в самой России. "Это закономерно, так как интернет-торговля обеспечивает рынок объемами, необходимыми для достижения эффекта масштаба и, как следствие, снижения конечной стоимости доставки товара", - уверен он.

К тому же расположение логистического центра на территории свободного порта добавляет еще одно преимущество - упрощение таможенных процедур. В. Солодкин полагает, что создание хабов как в РФ, так и на приграничных территориях в соседних странах позволит не только оптимизировать издержки на логистику, но и сделать процесс покупки в китайских интернет-магазинах более привлекательным для российских потребителей за счет сокращения сроков доставки и внедрения новых сервисов и услуг.

Такой же точки зрения придерживаются и другие эксперты. "Разумеется, данная инициатива имеет перспективу в плане развития торгово-экономических отношений между странами, несмотря на то что эксперты прогнозируют снижение темпов роста экономики Китая после обвала фондовых рынков", - комментирует генеральный директор City Express Алексей Кичатов.

Разворот на восток

Участники рынка отмечают, что экспансия продукции из Китая на российских рынок уже давно произошла. "Львиная доля промышленных товаров во всем мире - китайского производства, и Россия здесь не исключение. Оборот интернет-торговли в последние годы является драйвером роста, поэтому неудивительно, что китайские партнеры пытаются оптимизировать трансграничную торговлю", - рассуждает А. Кичатов.

А проект по строительству хаба во многом является частью этой стратегии. "Китайский дракон" действует обдуманно и неторопливо, при этом опережая отечественных коммерсантов и оттягивая на себя покупателей", - предрекает он.

Аналитики отрасли акцентируют внимание на том, что для Дальнего Востока экономическая кооперация с другими регионами серьезно осложняется из-за географического расположения региона. Именно поэтому Китай и другие страны АТР давно стали основными партнерами бизнес-сообщества Дальневосточного округа.

"Когда на российский рынок пришли интернет-гиганты из Китая, это стало важным событием для логистической отрасли. Надо отметить, что до сих пор доставка заказов под силу единичным компаниям на рынке России. На текущий момент логистические цепочки с востока на запад не сильно развиты. В связи с этим на данном направлении существуют огромные перспективы для расширения российских логистических компаний", - рассуждает А. Кичатов.

Сегодня, когда в связи с разворотом на восток развитие Дальнего Востока становится основным приоритетом внешнеэкономической политики России, можно прогнозировать как стремительное развитие торговых связей в этом регионе, так и создание логистических центров и реализацию других международных проектов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру27.08.2015