13-05-15 / 2015
Новости отрасли
Новый вариант

Кабинет министров опубликовал проект распоряжения, который предполагает корректировку "Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года". В новом варианте несколько другие акценты финансирования и суммы, а также скорректированы направления развития железнодорожной отрасли.Уточнены приоритеты и сроки развития железнодорожного транспорта на следующие 15 лет. Как говорится в пояснительной записке Минтранса к новому варианту Стратегии, необходимость внесения поправок обусловлена тем, что реализация первого этапа пришлась на кризисные 2008–2010 годы и для поддержки экономики не было принято решение о введении инвестиционной составляющей для финансирования строительства железнодорожных путей. Ранее предполагалось, что за счет ее железнодорожники смогут получить до триллиона рублей. Также инвестиционные возможности частных инвесторов, в том числе и ОАО "РЖД", оказались ниже предусмотренных, а федеральный бюджет не выделял средств в нужном объеме. Поэтому и пришлось уточнить целевые показатели развития железнодорожного транспорта.

В новом варианте Стратегии с 2013 по 2030 год объем инвестиций составит от 12,6 трлн руб. по консервативному сценарию и 18,5 млрд руб. по инновационному.

Получение средств по инвестиционной составляющей больше не предусматривается. Теперь среди основных инструментов финансирования выделяются переход к сетевому контракту, применение инфраструктурных облигаций, поддержка комплексных транспортных проектов, косвенное регулирование тарифов. Также отмечается, что необходимо построить рациональную целевую модель рынка и упорядочить работу операторов, выравнять условия доступа к инфраструктуре путем предоставления пригородным компаниям субсидий на долгосрочную перспективу.

Существенно сокращен перечень новых железнодорожных линий. Сохранены линии, в большей степени востребованные экономикой и населением, в этой связи вызывающие интерес у потенциальных инвесторов, говорится в пояснительной записке.

"Корректировка Стратегии-2030 в соответствии с изменившимися реалиями – это естественный процесс", – отметил первый заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития "РЖД" Владимир Максимушкин.

Как отмечают в РЖД, особенно заметные изменения есть в пассажирском сегменте. Если в старом варианте наиболее вероятным направлением строительства ВСМ было названо Москва – Санкт-Петербург, то теперь это место занял маршрут Москва – Казань. К 2030 году его предполагается продлить до Екатеринбурга с возможными ответвлениями на Пермь и Уфу. Сделан акцент на развитие скоростного движения. Вектор развития сдвинут на Восток. Указывается необходимость развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала страны в рамках ЕЭП.

Ранее президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин одобрил тот вариант, который был подготовлен Минтрансом, заметив, что он в полной мере отражает необходимое инфраструктурное развитие железных дорог России.

"Проект документа учитывает такие перспективные проекты, как развитие Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, обеспечение подходов и развитие инфраструктуры Крымского федерального округа, строительство обхода Украины, развитие Московского транспортного узла, – говорит Владимир Якунин. – Предусматривается строительство новых линий, необходимых для вывоза грузов из зон освоения месторождений полезных ископаемых и интересных потенциальным инвесторам. Нашло должное отражение в документе и развитие уже сейчас весьма востребованного обществом скоростного и высокоскоростного движения".

Как говорит генеральный директор автономной некоммерческой организации Центр стратегии и совершенствования управления транспортным комплексом Елена Мясоедова, у любого долгосрочного стратегического документа имеются внешние риски для реализации и он неизбежно корректируется. В данном случае изменилась экономическая конъюнктура, и большинство намеченных проектов сдвинулось по срокам. К примеру, первый этап модернизации транспортной системы сейчас продлен с 2015 до 2020 года.

"В старой Стратегии было то же восточное направление, транзит через Казахстан в Китай, но сейчас приоритеты выстраиваются иначе, – замечает Елена Мясоедова. – Когда ограничены финансовые средства, нужно выбирать наиболее важные, что и было сделано в отношении Восточного полигона. Корректировка диктуется в том числе и политическими обстоятельствами".

Елена Мясоедова приводит пример, что и ранее в Стратегии был предусмотрен железнодорожный обход Украины, но сейчас политическая ситуация заставила действовать быстро, и финансирование этого обхода уже заложено на следующий год в государственную целевую программу развития транспортной системы РФ до 2020 года.

Справка "Гудка"

По консервативному варианту погрузка грузов на железнодорожном транспорте на 2030 год прогнозируется в объеме 1786,2 млн тонн с ростом (к уровню отчетного 2012 года) в 1,4 раза.

Грузооборот железнодорожного транспорта общего пользования прогнозируется в объеме 3050 млрд ткм без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии с ростом (к уровню базового 2012 года) в 1,4 раза, пассажирооборот вырастет в 1,2 раза и составит 176,6 млрд пасс.-км.

По инновационному варианту прогноза погрузка к 2030 году возрастет в 1,6 раза и достигнет 2010 млн тонн.

Грузооборот в 2030 году возрастет по сравнению с 2012 годом в 1,5 раза и составит 3300 млрд ткм, пассажирооборот – в 1,4 раза и превысит 206,3 млрд пасс.-км.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.05.2015