04-09-19 / 2019
Новости отрасли
Новый транспортный коридор

Калининградская область становится важным узлом транзитного потока между Европой и Азией С 17 по 18 сентября в Светлогорске Калининградской области пройдет Международная транспортно-логистическая конференция "PRO//Движение.Запад". Мероприятие пройдет во второй раз, чтобы продолжить бизнес-диалог участников транзитных перевозок Азия – Калининград – Европа, начатый в 2018 году. В интервью "Гудку" начальник Калининградской дороги Виктор Голомолзин рассказал о развитии инфраструктуры и новых возможностях высокотехнологичных транспортно-логистических комплексов Калининградской области как основного узла, соединяющего транзитные грузовые потоки между Европой и Азией. – Виктор Георгиевич, что вы ожидаете от предстоящего форума?

– Ожидаем, что в работе форума примут участие потенциальные партнеры из России, стран Европы и Восточной Азии, в первую очередь из Китая и Японии, в сотрудничестве с которыми мы будем выстраивать новые транспортные продукты. Надеемся встретиться с друзьями и партнерами, с которыми уже реализовали совместные проекты, чтобы обсудить развитие новых логистических цепочек. Мы также хотим получить обратную связь от ведущих игроков транспортного рынка и узнать, что необходимо сделать, чтобы сервис через Калининград стал еще более востребованным и конкурентоспособным.

В работе форума также примут участие руководители органов государственной власти и контролирующих органов, информацию от которых бизнес-сообщество всегда воспринимает с высоким интересом.

Замечу, что еще год назад Калининград на картах маршрутов Нового шелкового пути не значился – логистические компании его "не видели". Евразийский транзитный форум, который прошел в Калининграде 5–6 сентября 2018 года, стал своеобразным открытием нового транспортного коридора. В нем приняли участие крупные российские, европейские и китайские транспортно-логистические компании, представители морских портов и перевозчиков. На его площадках были подписаны важные соглашения и меморандумы. Надеюсь, что и в этом году форум пройдет так же продуктивно и с конкретными результатами.

– Какими преимуществами и инфраструктурными возможностями по транзиту грузов обладают Калининградская железная дорога и ее партнеры и что уже реализовано в этом направлении?

– Калининградская железная дорога – единственная на сети ОАО "РЖД", которая в силу своего географического положения имеет прямые выходы в Европу и позволяет использовать международные коридоры как в транзитных, так и в экспортно-импортных операциях. Наличие двух видов колеи и развитие собственных транспортно-логистических центров позволило реализовать уникальный для России сервис по перегрузу широкой номенклатуры грузов из вагонов колеи российского стандарта шириной 1520 мм в вагоны европейской колеи шириной 1435 мм без перестановки колесных пар. Передача поездов осуществляется по российско-польским погранпереходам Мамоново – Бранево и Железнодорожный – Скандава.

Уже регулярно курсируют транзитные контейнерные поезда через терминалы Калининграда по маршруту Китай – Европа – Китай. Первый такой состав в сервисе компании ОТЛК ЕРА мы перегрузили в октябре 2017 года, и в целом за год было перевезено 80 тыс. ТЕU. В 2018 году объем перевозки контейнерных грузов составил уже 150 тыс. TEU. Ожидаем солидный прирост и по итогам работы в текущем году.

Нам удалось показать партнерам, что через Калининградскую область везти грузы в Европу и в обратном направлении быстрее и выгоднее, чем через другие стыки, где груз перегружается из вагонов колеи 1520 на колею 1435. К примеру, расстояние от Калининграда до Берлина составляет всего 530 км. Чтобы быть привлекательными не только за счет географического положения, мы отработали технологию перегрузки составов. Сегодня контейнерный поезд с учетом перегруза контейнеров из вагона в вагон и оформления всех необходимых сопроводительных документов находится на полигоне Калининградской магистрали не более 12 часов. Таких условий, насколько мне известно, нет нигде. Благодаря отлаженной с государственными контролирующими органами технологии время прохождения границ составляет 2,5 часа.

География перевозок контейнерных грузов постоянно расширяется. К примеру, в прошлом году совместно с компанией "ТрансКонтейнер" были организованы перевозки груза из Китая по морю в порты Владивосток и Находка и далее контейнерными поездами из самой восточной точки России в самую западную ее точку – Калининград. Поезд прошел расстояние 10,5 тыс. км за 11 дней. А в начале текущего года была осуществлена перевозка контейнеров из китайского города Далянь в Калининград через железнодорожный погранпереход Забайкальск – Маньчжурия за 13 дней.

В этом году реализован новый сервис ускоренной доставки грузов из Калининграда в Китай и обратно путем включения в транзитные контейнерные поезда контейнеров с продукцией местных производителей. Развитие этих перевозок снижает дисбаланс транзитных грузопотоков в коридоре Китай – Европа – Китай (на текущий момент часть контейнеров из Европы в составе поезда следуют в Китай без груза) и повышает эффективность использования вагонов колеи 1520 мм.

Помимо контейнерных, в сегменте перевозок высокодоходных грузов совместно с немецкой компанией Altman и китайской компанией Sino Worlink в прошлом году впервые реализован проект ускоренной доставки легковых автомобилей премиум-класса из Германии в Китай с перегрузом на Калининградской железной дороге. Мы провезли в этом сервисе целый маршрут всего за 12 суток (морским путем доставка занимает 45–60 суток) и обеспечили полную сохранность груза (при доставке морским транспортом повреждаемость дорогого товара превышала 50%). Этот проект получил высокую оценку партнеров, и сейчас ведется работа по его продолжению. Аналогичный сервис доступен для доставки легковых автомобилей из Китая в Европу, а также по сухопутному маршруту через Забайкальск.

– Каковы, по вашему мнению, перспективы транзитных грузоперевозок в направлении Восток – Запад через Калининградский транспортный узел?

– Мы рассчитываем на рост объемов. Сегодня перевозки в калининградском направлении через сухопутные погранпереходы и мультимодальные маршруты становятся ключевыми точками роста транзитного потенциала ОАО "РЖД", способствующими выполнению задачи, поставленной президентом Российской Федерации по увеличению в ближайшие 6 лет объемов транзитных контейнерных перевозок в 4 раза. Мы рассчитываем, что к 2024 году объем транзитных контейнерных перевозок через Калининград достигнет 1,2 млн TEU.

Для реализации сервиса на постоянной основе со стороны Калининградской железной дороги обеспечены конкурентоспособные в сравнении с альтернативными маршрутами условия как по срокам доставки, так и по уровню тарифных ставок, а также разработан ряд предложений по дальнейшему инфраструктурному развитию, ликвидации ограничений и барьерных мест и оптимизации перевозочного процесса в международном сообщении за счет применения сквозных технологий.

Кроме того, реализован ряд мер по увеличению пропускной способности и развитию терминальной инфраструктуры на маршрутах следования транзитных контейнерных поездов, а именно модернизированы терминально-логистические центры "Калининград" и "Черняховск", обслуживающие погранпереходы Мамоново – Бранево и Железнодорожный – Скандава. Концепция разделения между этими терминалами грузопотоков в зависимости от расстояний европейского направления ("Калининград" специализирован на северную и центральную части Европы, "Черняховск" – на восточную и южную) позволяет увеличить скорость прохождения транзитных поездов.

Достойным дополнением к сухопутным маршрутам и драйвером роста в развитии транзитных контейнерных перевозок являются мультимодальные перевозки. В прошлом году впервые реализован проект мультимодальных транзитных перевозок контейнеров из Европы в Китай с перегрузкой с морского на железнодорожный транспорт в морском порту Калининград. Время в пути от порта Роттердам до порта Калининград составило 48 часов. Уже сегодня с ведущими европейскими морскими перевозчиками разработаны дополнительные маршруты: порт Калининград – Росток и порт Калининград – страны Скандинавии. Достигнутые договоренности позволят создать новый коридор на евро-азиатском транзитном маршруте, с реализацией конкурентоспособных по времени и стоимости мультимодальных комбинированных сервисов доставки контейнеров по морским и железнодорожным маршрутам и перегрузкой их на портовых терминалах.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что Калининградский транспортный узел становится важным звеном в транспортном коридоре Восток – Запад, а Калининградская железная дорога, в свою очередь, является универсальной по своим транспортно-логистическим возможностям, обладающей достаточным потенциалом для привлечения новых грузов.

– Каковы точки роста Калининградской магистрали помимо транзитной составляющей?

– За 2017–2018 годы мы приросли более чем на 40% по грузообороту, остановив падение, которое длилось с 2008 года. В течение последних лет мы системно занимаемся обновлением путевого хозяйства, инфраструктуры и подвижного состава. К примеру, в Калининградскую дирекцию тяги поступили четыре новых грузовых маневровых локомотива ТЭМ-ТМХ для обеспечения возросшего объема вывозной, маневровой и легкой магистральной работы на основных грузовых и пассажирских станциях, а также грузовой локомотив повышенной производительности – тепловоз серии 2ТЭ25АМ ("Витязь"). Появление на дороге магистрального грузового тепловоза дало возможность организовать вождение грузовых поездов массой 8 тыс. тонн на направлении Советск – Калининград – Дзержинская-Новая (ранее максимальный вес поезда на Калининградской дороге составлял 6 тыс. тонн). Сегодня поезда-восьмитысячники из Кузбасса нашего партнера – ПАО "Кузбасская топливная компания" – приходят сразу под перегрузку на угольный терминал терминально-логистического центра "Калининград" и отправляются на экспорт в Европу через российско-польские погранпереходы.

В рамках проектной деятельности и сотрудничества с европейскими транспортными компаниями с 2018 года организован сервис по ремонту европейских локомотивов и вагонов с учетом требований европейских технических регламентов. Вагонное депо завершает обучение и лицензирование своих работников для ремонта 20- и 40-футовых контейнеров. Это направление также востребовано, учитывая прогнозируемое увеличение контейнеропотока на калининградском направлении.

Начиная с 2018 года обновляем и пригородный подвижной состав за счет электропоездов "Ласточка". Сейчас их у нас четыре, и по договоренности с заказчиком пригородных пассажирских перевозок, правительством Калининградской области, получим еще два таких электропоезда. Решаем вопрос по обновлению парка рельсовых автобусов. По росту пассажиропотока на пригородных маршрутах продолжаем бить собственные рекорды: в 2018-м достигли прироста в 38%, в нынешнем – уже 30% к уровню прошлого года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок04.09.2019