25-12-23 / 2023
Новости отрасли
Новый трафик: санкции увеличивают загрузку железной дороги в Татарстане

Промышленность Татарстана, начиная с февраля 2022 года, активнее использует для перевозки грузов железную дорогу. Одним из наиболее перспективных направлений, отметил глава Куйбышевской жд, стали контейнерные перевозки

Начальник железной дороги Вячеслав Дмитриев сообщил в интервью РБК Татарстан, что геополитические события последних полутора лет изменили логистические схемы промышленных предприятий республики, которые ранее активнее использовали автотранспорт, а сейчас в силу новых направлений, в первую очередь, Средняя Азия и Китай, стали активнее использовать железнодорожный транспорт.

Наиболее перспективным направлением, отметил он, являются контейнерные перевозки. В 2024 году в Татарстане планируется открыть новый логистический комплекс с контейнерным терминалом им. Д. Сяопина. А принадлежащий РЖД контейнерный терминал в Нижнекамске ждет реконструкция.

Аналогичные работы запланированы и в других регионах РФ, по которым проходит Куйбышевская железная дорога. Дмитриев прогнозировал, что объем перевозки грузов, в том числе контейнерными поездами, по железной дороге будет расти.

Грузовые мощности

– Какой объем грузов был перевезен за 11 месяцев года по Куйбышевской железной дороге?

– По Республике Татарстан погрузка за 11 месяцев 2023 года составила 13,6 млн т. Наибольший рост – в 2,5 раза или на 176 тыс. т показало зерно, благодаря рекордному урожаю прошлого года. В этом году урожай зерна тоже неплохой, мы видим, что растет погрузка урожая уже этого года.

В прошлом году при участии главы Республики Татарстан Рустама Минниханова на станции Круглое поле был открыт Центр продажи услуг. В результате, более 500 тыс. т продукции было погружено теми предприятиями, которые ранее вообще не работали с железнодорожным транспортом. В этом году было привлечено 63 новых клиента. Объем железнодорожных перевозок составил 285 тыс. т, что на 41,7% или 84 тыс. тонн больше аналогичного периода прошлого года.

Начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев

В целом, погрузка на Куйбышевской железной дороге за 11 месяцев 2023 года составила 58,4 млн тонн, что чуть ниже аналогичного периода прошлого года на 0,9%. Мы ожидаем, что по итогам года этот показатель будет на уровне 2022 года. Как и по Татарстану, по всей территории Куйбышевской железной дороги мы фиксируем более чем двукратный рост по зерновым культурам (на 1,7 млн т), а также по химическим и минеральным удобрениям на 19,2% или на 728 тыс. т.

Куйбышевская железная дорога была образована 25 октября 1874 года и в следующем году отметит 150-летие. Объем погрузки составляет 65 млн т в год. В состав дороги входят 10 субъектов Российской Федерации, общая протяженность путей превышает 11 тысяч км.

– Какие направления были наиболее загружены и какие изменения в железнодорожной логистике промышленных предприятий произошли в этом году?

– После событий февраля 2022 года и введением санкций логистика промышленных предприятий, в том числе и расположенных на территории Татарстана, претерпела существенные изменения. Сейчас все большее количество из них тяготеет к перевозке грузов в направлении Востока.

В качестве примера можно привести ПАО "Нижнекамскнефтехим" (входит в холдинг "Сибур"). Если до февраля прошлого года основными потребителями, например, производимого предприятием каучука были, преимущественно, западные компании, и, соответственно, перевозки осуществлялись в направлении припортовых станций Октябрьской железной дороги в направлении таких стран (через погранпереходы), как Белоруссия, в Венгрию и другие страны.

А с прошлого года логистика поменялась в сторону Востока. Если ранее логистика этого предприятия была ориентирована на автомобильные перевозки, по железной дороге перевозили незначительные объемы, то сейчас "Нижнекамскнефтехим" начал перевозить много грузов, в том числе контейнерными поездами, в направлении припортовых станций Дальнего Востока, Китая (через погранпереходы с использованием железных дорог Казахстана).

Изменилась логистика и у крупных нефтеперерабатывающих предприятий, таких как ТАНЭКО и ТАИФ-НК. У них тоже стала менее востребована перевозка в направлении припортовых станций Октябрьской железной дороги. Больше грузов стали отгружать в направлении Средней Азии, Казахстана.

Если говорить по видам грузов, то произошло небольшое снижение по нефти и нефтепродуктам (их можно назвать генеральными грузами). В первую очередь, это произошло из-за летнего ажиотажа на потребление бензина и дизельного топлива внутри России, в результате чего правительство было вынуждено ограничить их экспорт. Вместе с тем, сейчас по перевозке бензина ограничения частично отменены, в направлении тех же Средней Азии и Казахстана. Однако дизель разрешается пока экспортировать только трубопроводным транспортом, жд-транспортом пока эти перевозки не восстановлены, хотя, насколько мне известно, потребность в них у потребителей есть.

Повышение пропускной способности

– Есть ли проекты по увеличению пропускной способности тех или иных загруженных участков железной дороги?

– После того, как в Татарстане был построен завод по переработке нефти ТАНЕКО, встал вопрос об увеличении пропускной способности железной дороги, учитывая, что до недавнего времени данное предприятие, а также ТАИФ-НК смотрели в направлении портов Октябрьской железной дороги, в направлении Горьковской железной дороги.

В результате, для перевозок продукции предприятий Камского кластера РЖД было принято решение о строительстве двухпутных вставок на участке Тихоново – Алнаши. В рамках первого этапа предполагается увеличение пропускной способности на лимитирующем перегоне Тихоново – Тойма. Стоимость работ составляет более 600 млн руб., источником финансирования выступают собственные средства компании. Вторым этапом предполагается строительство двухпутной вставки на перегоне Тойма – Алнаши.

Для понимания: сейчас, если поезд отправился со станции Биклянь к станции Тихоново и станции Тойма, то встречный поезд, следующий на станцию Биклянь, вынужден стоять, так как перегон занят. Двупутная вставка обеспечит 2 встречных пути, по которым в разных направлениях смогут одновременно двигаться два поезда. В результате, пропускная способность перегона Тихоново – Тойма вырастет. Если возникнет необходимость, то будет рассмотрен вопрос о строительстве следующего участка.

– На ваш взгляд, показатели по грузоперевозкам, достигнутые в текущем году, это максимум или есть емкость для дальнейшего роста объемов перевозимых грузов?

– Безусловно, это не максимум. Прогнозы, которые мы сформировали с грузоотправителями, показывают, что возможности для роста есть. В текущем году наблюдается не только рост погрузки по отдельным видам грузов, наиболее существенный прирост нам дали зерно и контейнеры.

Наряду с погрузкой, мы фиксируем рост объемов выгрузки на станциях, которые расположены в Татарстане. Одним из драйверов роста выгрузки стало строительство трассы М-12 "Восток", которую начали строить от Москвы до Казани, а затем продлили до Екатеринбурга. В результате на станциях Круглое поле, Заинск, Такташ и многих других выгружали большой объем строительных грузов. Кроме того, идет строительство обходов городов Нижнекамск, Набережные Челны, нового моста через Каму. Как следствие, растет выгрузка щебенки, цемента и других материалов.

Будущее контейнерных перевозок

– Как развивались контейнерные перевозки, которые, по мнению бизнеса и экспертов, имеют большой потенциал для развития в нашей стране? Какие планы и прогнозы на 2024 год?

– На сегодняшний день единственным терминалом в Татарстане, который принадлежит РЖД и который перерабатывает контейнерные грузы, является грузовой терминал станции Нижнекамск. За 11 месяцев текущего года объемы переработки грузов увеличились на 155% к аналогичному периоду 2022 года. Еще один терминал – в особой экономической зоне "Алабуга" – находится на станции Тихоново. В первую очередь, туда прибывают контейнерные поезда для резидентов ОЭЗ, а также часть поездов – для наших грузополучателей и отправителей, часть поездов адресовал КАМАЗ.

Также в Тукаевском районе республики ОЭЗ "Алабуга" ведется строительство крупнейшего в России транспортно-логистического комплекса "Дэн Сяопин", который на постоянной основе будет принимать и отправлять товары в Китай и из Китая, с примыканием к железнодорожной инфраструктуре общего пользования. Планируется, что логистический центр откроется в октябре 2024 года и будет запущен первый контейнерный поезд.

Мы не остаемся в стороне от этого проекта. Так, в мае в рамках транспортно-логистической конференции "PRO//Движение. Поволжье", которую мы провели на территории ОЭЗ "Алабуга", было подписано соглашение между особой экономической зоной и дочерней компанией РЖД – "РЖД-Логистика" о сотрудничестве по эксплуатации нового логоцентра.

Кстати, такие коммуникационные площадки, как конференция "PRO//Движение. Поволжье" способствуют повышению объемов перевозок. В том числе, благодаря данному мероприятию, в этом году удалось достичь роста по погрузке грузов в контейнерах на 14,4% или на 78 тыс. тонн относительно прошлого года.

– Помимо строительства логоцентра имени Д.Сяопина, какие еще есть планы по развитию инфраструктуры для наращивания объемов контейнерных перевозок как на территории Татарстана, так и за его пределами?

Контейнерные перевозки в Татарстане – это однозначно самое развивающееся направление перевозок, потому что большое количество грузов прибывает из Китая. В условиях растущего спроса на отправку грузов по сети ОАО "РЖД", необходима еще больше развитая сеть терминалов.

В связи с этим на грузовом терминале станции Нижнекамск запланирована реконструкция и создание нового многофункционального терминально-логистического комплекса, который способен перерабатывать различную номенклатуру грузов и оказывать широкий спектр услуг. В настоящее время ключевыми клиентами этого терминала являются крупные предприятия региона. Реконструкция позволит сформировать новые транспортно-логистические цепочки, повысить связность территорий и транспортную доступность отдельных регионов.

Терминал Нижнекамск за 11 месяцев 2023 года переработал 44 контейнерных поезда, что на 11 поездов больше, чем годом ранее. Реализованы проекты по отправке грузов в Китай различными предприятиями: серы, нефтяного кокса. Необходимо также отметить увеличение приема контейнерных поездов (КП) из Китая для завода Haier. Рост импорта комплектующих для бытовой техники связан с реализацией нового проекта по строительству завода холодильников Haier в Набережных Челнах.

По итогам года ожидаемый объем переработки контейнерных грузов составит 145,7% к 2022 году. В том числе переработка контейнерными поездами составит 126,31% (на 10 больше) к аналогичному периоду 2022 года.

Если говорить о соседних регионах, то есть потребность в развитии контейнерного терминала в Ульяновске. Заинтересованность в реализации данного проекта выразило правительство Ульяновской области. Также будет проведена реконструкция контейнерной площадки на станции Безымянка (Самара): заинтересованность в проекте выразило правительство Самарской области.

– Почему контейнерные перевозки начали активно развиваться в последние несколько лет?

– Не секрет, что ранее грузы, в первую очередь, из Китая доставляли контейнерными поездами в Москву, где они проходили растаможивание, а затем львиную долю везли в регионы автотранспортом. С рядом грузополучателей мы смогли перестроить цепочки, чтобы контейнерные поезда прибывали в регионы, сократив путь от отправителя до получателя.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК Татарстан25.12.2023