05-06-15 / 2015
Новости отрасли
Новый Таможенный кодекс: поправки будут

Проект Таможенного кодекса ЕАЭС направлен на процедуру внутригосударственного согласования. Судя по позиции других стран - участниц Союза, уже сейчас очевидно, что этот проект будет доработан самым существенным образом. О том, что же ожидают на выходе российские участники ВЭД, речь шла на ежегодной конференции "Таможня-2015: эффективное взаимодействие с бизнесом".

Наиболее радикальную позицию в отношении новой системы регулирования внешнеэкономической деятельности в Евразийском экономическом союзе высказывает Казахстан. Как рассказал директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Дмитрий Некрасов, в течение мая представители Казахстана в составе ЕЭК разработали более 550 поправок в этот документ. По его словам, эти поправки касаются трех направлений: фискального блока, непосредственно самих процедур и принципа резидентства. В частности, значительные корректировки в позицию казахстанской стороны вносит проходящая сейчас в стране реформа налогового и таможенного законодательства. Она предполагает слияние этих двух функций в составе единого фискального органа. Это делает необходимым либо выработать консолидированную позицию и для других участников ЕАЭС, либо вынести его в сферу компетенций на национальном уровне. Также на национальный уровень представители Казахстана и Беларуси предлагают отнести введение механизма единого окна. При этом, как рассказал Д. Некрасов, единое окно планируется ввести не позднее 2020 года. На данном этапе, по его словам, нужно решить две задачи: сформировать позицию государства и вовлечь в эту работу государственные органы. "Это долгий процесс, его итоги будут видны не сразу, но к 2020-му мы надеемся создать как единые национальные окна стран - участниц Союза, так и механизмы их взаимодействия между собой", - пояснил Д. Некрасов.

Спорным также оказался и вопрос введения принципа резидентства, по настоянию РК он сохранится на неопределенный срок.

Однако несмотря на разногласия конфигурация общих принципов и подходов новой системы регулирования внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС уже ясна. Речь идет прежде всего о полном приоритете электронного декларирования перед бумажным. Еще одним новшеством станет подача таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, в случаях, когда такие документы могут быть получены из информационных систем выдавших их государственных органов. Эта процедура будет происходить в тесной взаимоувязке с автоматическим выпуском товаров, что позволит обрабатывать информацию в оперативном режиме. Принципиальное решение касается сферы мультимодальных перевозок. Как пояснил представитель ЕЭК, четкой формулировки самого понятия "мультимодальность" выработать так и не удалось, однако положения нового ТК ЕАЭС в этом сегменте выстроены на принципах практической целесообразности. Новые правила позволяют заполнять одну таможенную декларацию при всех сменах транспорта под ответственность единого лица.

Среди практических решений, которые вступят в действие уже в ближайшее время, стало соглашение Совета ЕЭК в Астане о начале эксперимента по маркировке отдельных видов ввозимых на территорию ЕАЭС товаров идентификационными марками. Он будет запущен в самое ближайшее время. Как рассказал заместитель начальника управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Рустам Якубов, маркировке в первую очередь подвергнутся изделия из меха. С такой просьбой к таможенникам обратились члены одной из профессиональных ассоциаций, обеспокоенные незаконным ввозом этого вида товаров.

Недобросовестные участники рынка используют довольно отботанную схему: подбирают под свой товар выпущенные таможенные декларации и с помощью фирм-однодневок изготавливают подложные счета-фактуры. Отметив определенную эффективность использования идентификационных марок для борьбы с реализацией незаконно ввезенного товара, руководитель Центра поддержки ВЭД и развития регионов Галина Баландина все же выразила опасение, что подобная мера в конечном счете может привести к тому, что обязанности и, следовательно, расходы по нанесению идентификационных марок на ввезенные товары лягут на их владельцев. А значит, и на плечи потребителей.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру05.06.2015