10-06-15 / 2015
Новости отрасли
Новый стимул

Федеральная служба по тарифам предложила включить в тариф стоимость ряда операций, сопутствующих текущему отцепочному ремонту ТОР. Тарифное руководство № 1 Прейскуранта 10-01 может быть дополнено соответствующими пунктами.Подготовлены предложения в тарифное руководство. В частности, в п. 2.1.4 тарифного руководства предлагается: в случае обнаружения в пути следования неисправностей, требующих ТОРа и образовавшихся по вине владельцев подвижного состава, определять тарифное расстояние как сумму участков от станции отправления до станции, где была обнаружена неисправность, от нее – до станции ремонта и уже затем – до станции назначения. Суммарный расчет расстояний необходим для определения размера компенсации дополнительных расходов перевозчика.

"Также мы предлагали провести оценку некомпенсируемых затрат, возникающих у РЖД и связанных с отцепкой вагонов для проведения ремонтов (например, дополнительные работы на станциях обнаружения неисправности и проведения ремонта, занятие путей общего пользования на данных станциях), которые могут компенсироваться за счет регулируемого сбора. Это может стимулировать владельцев следить за техническим состоянием вагонов и своевременно списывать и заменять старый подвижной состав, который требует более частого проведения ремонта, новыми вагонами, которые обеспечивают минимизацию количества ТОРов. При этом такая оценка должна проводиться в том числе с учетом влияния тарифной нагрузки на пользователей", – отметил источник в пресс-центре ФСТ.

В предложениях также предусмотрен вариант действий после отцепки вагона в ТОР при выяснении, что оснований для нее не было: в этом случае компенсация перевозчику не начисляется и не взыскивается, а расчет платы за перевозку отцепленных вагонов независимо от вида отправки осуществляется по основной накладной. А в случае обнаружения в пути следования неисправностей, требующих выполнения ТОРа, по причинам, зависящим от перевозчика, а также при перевозках в вагонах общего парка, данная компенсация не начисляется и не взыскивается.

Член Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД, руководитель комитета по удовлетворенности качеством услуг РЖД в сфере эксплуатации и ремонта подвижного состава Сергей Калетин отмечает, что фактически неисправности выявляются путем проведения натурного осмотра вагона соответствующими работниками инфраструктуры.

"То есть, с одной стороны, высок человеческий фактор при выявлении или невыявлении неисправности, с другой стороны, данный принцип выявления неисправности полностью не прозрачен и позволяет фактически бесконтрольно браковать столько вагонов, сколько потребуется. Даже имеющиеся средства автоматизации, с одной стороны, имеют большой коэффициент погрешности, а с другой – доступ к их показаниям для владельцев и пользователей грузовых вагонов закрыт. Таким образом, стоимость содержания вагона в межремонтный период уже нередко превышает стоимость проведения плановых видов ремонта", – подчеркнул Сергей Калетин.

По его мнению, одним из вариантов достижения баланса при проведении ТОРа грузовых вагонов, оптимизации и совершенствования принципов ценообразования на данную услугу является включение затрат на его проведение в тарифную составляющую на железнодорожные перевозки. При этом монопольная услуга на проведение ТОРа должна быть тарифицирована как на стоимость груженого, так и на стоимость порожнего пробега. Предполагается, что затраты по устранению неисправностей, носящих эксплуатационный характер возникновения, будут включены в тарифную составляющую на грузовые железнодорожные перевозки, затраты по устранению неисправностей технологического характера возникновения и по повреждениям будут возмещаться собственником вагона или непосредственно виновными в их возникновении.

"В настоящее время предложения ФСТ представляются целесообразными, так как большая часть таких операций оказывается перевозчиком или владельцем инфраструктуры, деятельность которых регулируется в настоящее время государством, – полагает главный эксперт-аналитик департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Павел Терешко. – Дополнение Прейскуранта 10-01 специальными положениями, по своей сути, не должно повлечь существенных изменений в технологии и расчетах стоимости сопутствующих ТОРу операций. В настоящее время такие услуги уже оказываются собственникам ОАО "РЖД", однако их стоимость рассчитывается в соответствии с другими пунктами и положениями прейскуранта".

Таким образом, считает аналитик, предложенные меры направлены скорее на легализацию существующей ситуации, чем на принципиальное ее изменение.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.06.2015