07-08-12 / 2012
Новости отрасли
Новый объект перевалки угля ждут в Приморье после расширения БАМа

Строить угольный порт на Дальнем Востоке начнут не раньше 2013 года, при этом его местоположение власти не раскрывают. В Приморье пока не имеют официальной информации о районе строительства порта, хотя необходимыми для проекта площадями располагают. По мнению экспертов, наиболее подходящим местом для новых мощностей является порт Восточный.

Строительство порта по перевалке угля мощностью 20 млн т в год на Дальнем Востоке может начаться не ранее следующего года - после расширения пропускной способности Байкало-Амурской магистрали (БАМ), заявил глава Минтранса Максим Соколов после встречи министров транспорта экономик АТЭС, которая состоялась в конце прошлой недели в Санкт-Петербурге. "Мы работаем над этим предложением. Уже понятно, где будет располагаться этот порт", - сказал господин Соколов, не уточнив, впрочем, местоположение объекта. До 2013 года реализовывать проект нецелесообразно, так как "наши пропускные способности на пределе возможностей", - отметил он. По словам министра: "Все упирается в железнодорожную инфраструктуру". В частности, необходимо завершить реконструкцию Кузнецовского тоннеля на БАМе. Проектные работы уже ведутся, прибавил господин Соколов.

Ранее замминистра транспорта России Виктор Олерский пояснял, что для порта рассматривались три территории: район Ванино, Находка - Восточная и Посьет. "Мы уперлись в железнодорожную инфраструктуру. Угольщики не могут вывезти свою продукцию и вынуждены ограничивать свое развитие", - сообщил господин Олерский в начале года. Тогда чиновники и угольщики "впервые все это честно признали и заключили соглашение". По словам Виктора Олерского, РЖД и ВЭБ обсудили строительство железнодорожной инфраструктуры, а грузоотправители обязались построить портовую инфраструктуру, а также железнодорожные подходы.

В ОАО "Восточный порт" пока нет официальной информации по поводу планов строительства на территории порта нового угольного терминала. "Нам пока не поступало документов о возможном строительстве, но оно вполне возможно, так как территория здесь большая и предполагает почти неограниченное развитие", - сказала "Ъ" начальник отдела по связям с общественностью и рекламе организации Ольга Кузьмина. Она отметила, что ОАО "Восточный порт" может не иметь прямого отношения к будущему строительству. "Слева и справа от наших терминалов есть место, которое может быть использовано для строительства новых мощностей, но для этого необходимо проложить новую железнодорожную ветку", - подчеркнула госпожа Кузьмина.

Депутат приморского заксобрания Дмитрий Новиков рассказал "Ъ", что, по его информации, в планах властей существует строительство сразу нескольких крупных пунктов по перевалке угля в крае. "Помимо Хасанского района и Рыбного порта во Владивостоке, где такие пункты уже существуют, я знаю, что планируется строительство крупного терминала в порту Восточном и обсуждается строительство близ Большого Камня", - рассказал "Ъ" господин Новиков. По его словам, причины, по которым федеральные и краевые власти заинтересованы в подобном строительстве - желание увеличить грузооборот твердого топлива с Японией, которое "было и остается самым дешевым топливом для теплоэлектростанций".

Ространсмодернизация уже неоднократно рассматривала проекты строительства новых терминалов в порту Восточном, рассказал "Ъ" директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский. В то же время, по словам эксперта, новый проект - прямое поручение правительства страны, связанное с жалобами ряда губернаторов на падение спроса на российский уголь. "В этом году спрос на российский уголь в Европе снизился на 30%, поэтому единственным выходом становится азиатский рынок", - рассказал господин Терский. Однако на сегодняшний день на Дальнем Востоке, по словам собеседника, нет мощностей для перегрузки угля, удовлетворяющих спросу, в связи с чем и было принято решение о строительстве большого угольного порта.

При этом господин Терский отмечает, что Восточный порт - едва ли не единственное место в Приморье, где возможно его строительство. "Других мест нет: Посьетский порт забит, мощностей нигде нет. К тому же после запуска нефтепровода из Сковородино в порт Козьмино с железной дороги снимется эта нагрузка и ее можно будет загружать углем", - считает эксперт. Он подчеркнул, что создание такого порта в Приморье чрезвычайно выгодно отразится на экономике региона. "Если, как планируется, через новый порт будет проходить 20 млн т угля ежегодно, то это равняется $20 млн долларов прямого дохода", - сказал господин Терский. В то же время он отметил большую важность необходимости экологически чистой перевалки угля в новом порту. "Нагрузка на бухту здесь большая, и это должна быть закрытая система перевалки: так, чтобы угольная пыль не разлеталась вокруг и не оседала в море, а также чтобы зимой уголь не смерзался", - добавил эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант - Приморский край07.08.12Угольный порт уперся в пробки