27-07-11 / 2011
Новости отрасли
Новый нефтяной комплекс на Балтике может остаться недозагруженным

Межведомственная комиссия Ленобласти одобрила проект по расширению порта Приморск. В его рамках предполагается строительство грузовой железнодорожной ветки в обход Выборга и Высоцка. Однако эксперты, да и, похоже, потенциальные инвесторы сомневаются в её необходимости.

Амбициозный проект морского торгового порта Приморск предусматривает строительство нового комплекса по перевалке нефти и нефтепродуктов в порту мощностью 20 млн тонн в год, в том числе мазута, дизельного топлива и бензина. Однако проект не связан с Балтийской трубопроводной системой (БТС). Планируется, что нефтепродукты будут поставляться в порт по железной дороге.

Грузовую ветку протяженностью 30 км должны построить в обход Выборга и Высоцка. В этом случае грузы повезут по приозерскому ходу, новой ветке Лосево - Каменогорск и далее на Светогорский пограничный железнодорожный переход.

Однако ОАО "РЖД" еще не приняло решение о начале работ. Участники рынка полагают, что РЖД рассчитывают реализовать проект в формате государственно-частного партнерства. По мнению экспертов, российские нефтяные компании могли бы вложить деньги в расширение порта.

"Можно предположить, что интересным этот проект мог бы стать в первую очередь "Сургутнефтегазу". В отличие от "Роснефти" или "ЛУКОЙЛа" у компании нет в собственности терминалов, и "Сургутнефтегаз", возможно, хотел бы его получить, - считает Анастасия Соснова из независимого аналитического агентства "Инвесткафе". - Тем более что Киришский НПЗ компании, который перерабатывает чуть более 20 млн. тонн нефти, как раз находится ближе остальных НПЗ к точке дислокации нового проекта".

По мнению генерального директора компании Rusenergy Юрия Когтева, очевидный кандидат на участие в проекте - предприниматель Геннадий Тимченко. "Экспорт нефтепродуктов в северо-западном направлении развивается прежде всего в интересах Gunvor. Кроме того, у Тимченко есть компания "Трансойл", которая занимается железнодорожными перевозками", - говорит эксперт, добавляя, что к проекту может присоединиться и "ЛУКОЙЛ". Теоретически терминал интересен "Транснефти", для которой он будет профильным активом, считает инженер-эксперт Инжиниринговой компании "2К" Игорь Смирнов.

Впрочем, в пресс-службах перечисленных компаний сказали, что не собираются участвовать в этом проекте.

Пресс-секретарь "ЛУКОЙЛа" Дмитрий Долгов сообщил, что РЖД к ним не обращались. Кроме того, компания построила свою собственную ветку к порту Высоцк, которая вполне справляется с объемами компании. В "Сургутнефтегазе" ничего не знают об этом проекте. А пресс-секретарь "Транснефти" Игорь Демин заявил, что у компании есть свои проекты и в сооружении терминала и строительстве железнодорожной ветки она не будет принимать участия. Запрос в Gunvor остался без ответа.

Отраслевых аналитиков не удивила такая реакция нефтяников. "Чтобы приступить к реализации, необходимо четко спрогнозировать развитие нефтепродуктового рынка на ближайшую перспективу. Однако сейчас российские власти принимают меры для изменения структуры внутреннего топливного рынка. В частности, повышаются вывозные пошлины на нефтепродукты, что может привести к сокращению объемов экспорта. При этом на мазут предполагается и вовсе ввести заградительные пошлины", - говорит Игорь Смирнов из компании "2К". Генеральный директор ООО "Солид товарные рынки" Илья Мороз уверен, что в условиях роста экономики потребность внутреннего рынка в нефтепродуктах будет увеличиваться. А значит, терминал, ориентированный на экспорт, будет незагруженным.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.07.11Неочевидная стройка