27-08-20 / 2020
Новости отрасли
Новый глава Укрзализныци планирует разделение на 4 бизнес-единицы, хочет изменить корпоративную структуру

Новый глава АО "Укрзализныця" (УЗ) Владимир Жмак хочет выделить в компании четыре вертикально-интегрированные бизнес-единицы: грузовые перевозки, пассажирские перевозки, инфраструктуру и контейнерные перевозки.

"Я хочу выделить в "Укрзализныце" четыре вертикально-интегрированные бизнес-единицы, с отдельными балансами, которые способны посчитать свои доходы и убытки: это грузовые перевозки, пассажирские перевозки, инфраструктура, и моя новация - отдельно вывести контейнерные перевозки. Контейнерные перевозки сейчас находятся в составе грузовых перевозок, но это в принципе отдельный вид бизнеса", - сказал он в интервью украинскому новостному порталу "Лига. Бизнес".

После этого, по словам Жмака, бизнес-единицы должны стать отдельными компаниями в составе холдинга УЗ. "Для этого они должны иметь все для осуществления своей деятельности. У руководителя грузовых перевозок должны быть и локомотивы, и вагоны. А не как сейчас: он идет за локомотивами направо, а за вагонами - налево", - добавил новый глава компании.

Кроме того, Жмак считает необходимым изменение корпоративной структуры компании. "Система формирования правления в УЗ сейчас достаточно сложная, правление формируется с подачи набсовета в кабмин. И правительство назначает членов правления. Насколько я знаю, решение правления оформляется двумя подписями: председателя правления и члена правления, отвечающего за то направление, по которому принимается решение. Члены правления контактируют напрямую с набсоветом по тем направлениям, за которые они отвечают (. . .) Для осуществления тех задач, которые я ставлю, мне нужна иерархически правильно построенная система, где я имею возможность принимать решения и отвечать за деятельность всего правления, а не только тех подразделений, которые находятся подо мной", - отметил Жмак. По его словам, об этом он будет просить наблюдательный совет на стадии подписания контракта и наделения его полномочиями.

Кроме того, Жмак считает необходимыми симплификацию и стандартизацию тарифов на грузовые ж/д перевозки. "Авиационные компании начисляют плату независимо от того, что везет самолет, стоимость рассчитывается по тарифу тонна/километр перевозок. Так должно быть и в "Укрзализныце" для магистральных участков. Для руды, песка, щебня или компьютеров - стоимость должна базироваться на тарифе тонна/километр. Для маневровых - просто плата за тонну", - пояснил он.

По его словам, бизнес также заинтересован в том, чтобы груз доехал быстрее, поскольку за счет оборота компании зарабатывают больше денег, чем экономят на дешевых тарифах.

"Тариф тонна/километр должен быть единым. Но он должен быть экономически обоснованным и просчитанным. Сейчас УЗ просто не может посчитать эти тарифы, потому что локомотивы находятся в распоряжении дирекции, вагоны - в другом филиале или частные, или еще какие-то, и составить экономически обоснованную стоимость они не могут. Я хочу создать группу с привлечением специалистов для расчета тарифа", - подчеркнул Жмак. Он не исключает, что для ряда групп товаров тарифы при этом не снизятся. При этом глава УЗ сообщил о возможности скидки на объем перевозок от единого тарифа.

Он подчеркнул, что хочет, чтобы компания занималась в первую очередь профильным бизнесом: локомотивами, вагонами, инфраструктурой и диспетчеризацией. "Все остальное - это не "Укрзализныця". Санатории, профилактории, больницы, прачечные, песчаные карьеры, заводы - это не УЗ, это непрофильные активы. Их нужно отчуждать путем продажи и приватизации", - считает Жмак.

По его мнению, от приватизации непрофильных активов выиграют все стороны. "Мы предложим модель, при которой люди сохранят свои рабочие места, а компания выигрывает: приватизация объектов будет предусматривать сохранение их специализации и рабочих мест" - отметил глава правления компании.

Он также сообщил, что сейчас в штате УЗ около 260 тыс. сотрудников.

Как сообщалось, кабинет министров Украины 26 августа утвердил председателем правления АО "Укрзализныця" Владимира Жмака, занимающего пост главы наблюдательного совета аэропорта "Борисполь" (крупнейший в стране аэропорт). Ранее, 12 августа, кандидатуру Жмака на должность главы УЗ поддержал наблюдательный совет компании.

В июле этого года член набсовета компании Сергей Лещенко сообщил, что план реструктуризации АО "Укрзализныця" предусматривает разделение компании на несколько бизнесов с целью оптимизации деятельности, закупок и расходов. "Есть разные подходы, предполагающие создание от трех до пяти вертикалей, - грузовые и пассажирские перевозки, инфраструктура, ремонтная вертикаль и вертикаль непрофильных активов. Но это, конечно же, идеальный план", - сказал он. В то же время, по словам Лещенко, "Укрзализныце" уже год не удается выделить в отдельную компанию хотя бы направление пассажирских перевозок и перестать его субсидировать за счет грузоперевозок.

Сообщалось также, что ранее министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий планировал разделить АО "Укрзализныця" на оператора инфраструктуры, грузового перевозчика и пассажирского перевозчика, а также провести IPO. Экс-глава компании Евгений Кравцов также планировал создать отдельную структуру по ремонту подвижного состава и рассмотреть возможность приватизации АО.

В начале этого года правительство Украины досрочно прекратило полномочия главы "Укрзализныци" Кравцова, руководившего компанией с августа 2017 года. Среди причин отставки назывался тот факт, что ж/д оператор уделял пассажирской составляющей очень мало внимания, вследствие чего граждане страны получали услугу крайне низкого качества.

В начале апреля сообщалось, что набсовет "Укрзализныци" отстранил от руководства компанией Желька Марчека, назначенного и. о. главы правления кабинетом министров Украины 5 февраля 2020 года. Ходатайство о разрыве договора с Марчеком в связи с нарушением им коллективного договора, кодекса законов о труде и закона о профессиональных союзах направил президенту страны Владимиру Зеленскому и премьер-министру Денису Шмыгалю профсоюз "Союз железнодорожников Украины".

Вместо Марчека и. о. главы правления был назначен Иван Юрик.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс27.08.2020