26-03-20 / 2020
Новости отрасли
Новый договор УЗ по перевозке грузов значительно повышает плату за пользование вагонами, может навредить экспорту зерновых - мнение

Украинская зерновая ассоциация (УЗА) обратилась к министру инфраструктуры с просьбой отсрочить введение в действие нового договора АО "Укрзализныця" о предоставлении услуг по организации перевозки грузов железнодорожным транспортом с 1 апреля, по меньшей мере, до 1 июля с целью учесть все замечания бизнеса.

Согласно пресс-релизу УЗА в четверг, новый договор "Укрзализныци" значительно повышает плату за пользование вагонами. В условиях падения мировой экономики и нехватки финансово-кредитных ресурсов на старте посевной кампании это приведет к увеличению расходов аграриев и может навредить как производству зерновых, так и текущему экспорта.

"Учитывая, что частные вагоны сейчас значительно дешевле на рынке, чем вагоны УЗ, при этом доля вагонов УЗ на рынке всего лишь 40%, решение УЗ повысить стоимость для зерновозов выглядит нерыночно и странно", - цитируется президент УЗА Николай Горбачев.

В ассоциации указали, что более 95% экспорта зерна осуществляется через порты Черного и Азовского морей, при этом около 70% зерна на экспорт транспортируется от элеватора до порта по железной дороге.

"В этом году экспорт зерна может достичь 60 млн тонн. Возможные перебои экспорта зерновых приведут к падению валютной выручки страны, значительной девальвации гривни и финансово-банковскому кризису", - пояснил Горбачев.

Кроме того, по его мнению, изменение правил игры, равно как и стоимости перевозок в середине текущего маркетингового года (МГ для экспорта зерновых начинается 1 июля) повредит стабильности экспортных поставок - выполнению уже законтрактованных объемов экспорта зерна.

Президент УЗА напомнил, что сегодня плата за пользование вагонами под грузовыми операциями почасовая и первые двое суток она весьма незначительна, но затем резко возрастает. По новым правилам, плата за пользование вагонами во время грузоопераций возрастает сразу до 1363 грн (сегодня - около 105 грн за первые сутки за зерновоз), а за двое суток стоимость удваивается и составляет 2726 грн.

В УЗА считают, что введение данного договора в действие преждевременно, особенно на фоне ограничений и карантинных мероприятий. Это приведет к росту расходов грузовладельцев на железнодорожные грузоперевозки, а также негативно повлияет на работу аграриев, на показатели операционной работы самой "Укрзализныци". Сегодня перевозки зерна занимают более 10% физического объема грузовых перевозок УЗ, при этом приносит ей 20% всех доходов от всех грузовых перевозок.

Кроме того, ассоциация, кроме собственно резкого повышения стоимости за пользование вагонами в ходе грузо операций, имеет существенные замечания и к нормам договора, регулирующих условия подачи, пользования, отказа от вагонов и платы за пользование вагонами "Укрзализныци".

Ранее Европейская бизнес-ассоциация призвала "Укрзализныцю" отсрочить введение в действие нового договора о предоставлении услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом, который должен быть введен с 1 апреля, поскольку многие его положения нуждаются в пересмотре или более детальной проработке, а это невозможно сделать в срок, оставшийся до момента введения договора в действие.

Этого же мнения придерживается и Американская торговая палата в Украине (American Chamber of Commerce, AmCham, ACC). Она считает, что введение нового договора на грузоперевозки негативно повлияет на рынок грузоотправителей и операционные показатели "Укрзализныци", и призывает отложить его введение до урегулирования спорных моментов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс26.03.2020