28-06-17 / 2017
Новости отрасли
Новые скорости – новые возможности

Строительство ВСМ Москва – Казань сегодня рассматривается не только как один из приоритетных инфраструктурных проектов, но и как значимый проект инновационного развития страны.

При проектировании ВСМ Москва – Казань применяются уникальные разработки.

Процесс строительства моста через реку Суру на ВСМ Москва – Казань в 3D-модели

Недаром он вызвал такой интерес в мире. Желание принять участие в проектных и строительных работах, поставить свою продукцию для ВСМ высказали многие западные корпорации. Они готовы поделиться технологиями и локализовать свое производство на территории России.

По мнению экспертов, магистраль даст мощный импульс для развития семи субъектов Федерации. Посудите сами: с запуском ВСМ время пребывания в пути на маршруте Москва – Казань сократится в 4 раза: с нынешних 14 часов до 3 часов 17 минут. А время в пути между Нижним Новгородом и Казанью уменьшится в семь раз: с 10,5 до полутора часов. Колоссальный эффект! Это, несомненно, скажется и на росте мобильности населения. Сама жизнь в этих регионах станет иной, более комфортной.

– Во все времена прогресс вызывал у современников либо скепсис, либо восторг, – заявил на международном железнодорожном бизнес-форуме "Стратегическое партнерство 1520" в Сочи первый вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин. – ВСМ – это не дорогая игрушка, не инновации ради престижа, а возможность прокладывать путь к прогрессу.

По его словам, еще на стадии строительства будет создано более 370 тыс. рабочих мест в различных отраслях экономики. ВСМ – это новые технологии, заказ на масштабные научные разработки. Само время этого требует.

Александр Мишарин отметил, что сеть ВСМ изменит всю транспортную систему страны. В мировой практике высокоскоростные магистрали всегда были и остаются генераторами пассажиропотока. Так, за последние годы на ВСМ Мадрид – Севилья в Испании пассажиропоток увеличился в три раза. А у нас в прошлом году скоростные "Сапсаны" перевезли пассажиров на линии Санкт-Петербург – Москва больше, чем авиакомпании, – свыше 5 млн человек. Это население крупного мегаполиса, такого как Северная столица.

– Убежден, – сказал Александр Мишарин, – ВСМ Москва – Казань окажется в числе первых претендентов на вручение премии и в области экологии. Поскольку решения по сохранению экологического баланса и микроклимата в регионах прохождения трассы, уникальных природных памятников и заповедников не имеют аналогов в мире.

При проектировании ВСМ используются самые современные технологии, в том числе и BIM-технологии. Последние применяются российско-китайским консорциумом на нескольких ключевых участках трассы, что позволяет оптимизировать процесс, снизить общие затраты.

– Создается трехмерная наглядная модель, на которой организована работа инвестора, заказчика, генерального проектировщика и подрядчика. И что важно – эксплуатирующей организации для контроля объекта на протяжении всего жизненного цикла, – подчеркнул первый вице-президент.

Сегодня в проектно-изыскательские работы на трассе ВСМ вовлечены десятки, сотни специалистов из более чем 70 проектных институтов и организаций. И очень часто, решая ту или иную задачу с несколькими неизвестными, им приходится принимать решения, которые ранее не использовались не только у нас в стране, но и в мировой практике.

Изначально было понятно, что подобный крупномасштабный проект не мог быть реализован только силами одной российской стороны без привлечения зарубежных корпораций, имеющих большой опыт проектирования и строительства высокоскоростных магистралей. Китайский опыт, а на сегодняшний день там построено уже более 22 000 км ВСМ, наиболее актуален. Поэтому не случайно в состав российско-китайского консорциума вошел проектный институт CREEC из КНР.

– В Китае каждый год вводится в эксплуатацию почти 1000 км ВСМ, построенных по проектам CREEC, – говорит Иван Уланов, заместитель главного инженера CREEG (China Reilway Eryuan Engineering Group Co., Ltd). – Наш институт – лидер среди китайских проектировщиков. Кроме российского, он выполняет сегодня и другие проекты в Латинской Америке, в Азии, на Африканском континенте.

ВСМ Москва – Казань – это первая в мире дорога, рассчитанная на скорость движения поездов до 400 км/ч. Она будет эксплуатироваться в непростых климатических условиях. На территории России огромный перепад температур: расчетная температура воздуха составляет от минус 45 до плюс 48, а рельсов – от минус 67 до плюс 48 градусов. Словом, перепад – более 100 градусов, в то время как во Франции, например, он не превышает 50 градусов. Поэтому не все решения, используемые на европейских ВСМ, применимы у нас.

В процессе разработки российского проекта, по словам Ивана Уланова, рассматривались разные варианты высокоскоростного подвижного состава, с осевыми нагрузками от 17 до 23 тонн на ось. Неопределенность на начальных этапах привела к необходимости проектирования основных объектов ВСМ с возможностью эксплуатации 17 различных типов поездов.

В европейской практике расчеты основываются на том, что на линии будет ходить подвижной состав 1–2 типов, соответственно, все конструкционные элементы искусственных сооружений, земляного полотна и верхнего строения пути рассчитываются на нагрузки от конкретных поездов. В проекте ВСМ-2 Москва – Казань приходилось рассчитывать все возможные варианты. В дальнейшем от некоторых из них решено было отказаться ввиду их малой эффективности.

– Корпорация "Эр Юань", участвуя в проекте ВСМ Москва – Казань, занимается разработкой уникальных сооружений и конструкций, применяемых впервые в России, – рассказывает Иван Уланов. – Это мосты и тоннели, земляное полотно, безбалластное верхнее строение пути, рельсовые скрепления, а также подвижной состав для скорости движения до 400 км/ч.

Самым интересным и технически сложным, по его словам, был проект моста через реку Суру. При проектировании рассматривались разные конструкции основного пролета: арочный пролет, сталежелезобетонный пролет, неразрезной железобетонный пролет длиной 190 м и другие. Остановились на последнем варианте, который обеспечит судоходство на реке и будет безопасным при подъеме воды в Чебоксарском водохранилище.

Помимо специалистов "Эр Юань", в проектировании уникального моста принимают участие ведущие российские проектные институты и научные организации: "Гипростроймост", "Гипроречтранс", МИИТ, ПГУПС и другие.

– Отмечу необычное конструктивное решение по пересечению федеральной четырехполосной дороги М7 на перегоне ВСМ Дзержинск – Аэропорт, – сказал Иван Уланов. – План трассы предусматривал очень малые, до 15 градусов, углы пересечения ВСМ и М7, что приводило к необходимости строительства дорогостоящих и громоздких пролетных строений длиной до 200 м. В данном случае было предложено устройство путепроводов тоннельного типа с пониженной строительной высотой. То есть над автомобильной дорогой устраиваются две прямоугольные железобетонные рамы по типу тоннеля, каждая из которых рассчитана на три полосы движения с учетом перспективы развития дороги М7, а сверху, над тоннелями, проходит ВСМ.

При выборе для ВСМ конструкции верхнего строения пути рассматривалось более 20 различных типов конструкций, применяемых в Европе, Китае и Японии. В результате детального анализа выяснилось, что китайская безбалластная конструкция типа CRTS-III наиболее подходит для ВСМ Москва – Казань. Это конструкция третьего поколения, которая используется на китайских скоростных магистралях в аналогичных климатических условиях с большим перепадом температур, например на ВСМ Шиньян – Дандон, Пекин – Шинь-ян. Совместно с российскими учеными она была доработана для колеи 1520 мм, скорости движения до 400 км/ч и расчетного диапазона температур.

При проектировании учитывались и неудобства, которые может причинить ВСМ местным жителям, а также кочующим животным. Дорога в наиболее оживленных местах будет оборудована специальными шумоизолирующими экранами и на всем протяжении защищена специальным ограждением, препятствующим выходу людей и животных на пути, а также системами видеонаблюдения и сигнализации. Предусмотрены дополнительные меры для защиты от террористических угроз. Например, в полосе отвода параллельно ВСМ проложена специальная патрульная дорога, которая обеспечит оперативный доступ групп быстрого реагирования к месту назначения.

– Мы с первого дня стали одними из активных участников проекта ВСМ, – сообщил Геннадий Талашкин, президент Союза строителей железных дорог. – Наша основная роль – содействие в разработке нормативно-технических документов. Все они разрабатываются впервые. Но до завершения строительства первого участка ВСМ и его эксплуатации в испытательном режиме не будет ясного понимания по окончательному содержанию нормативно-технических документов. Это обычная практика тех стран, где стройке не предшествовало создание полигона для высокоскоростного движения. По той же причине требует серьезного внимания регламент Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта". Очевидны риски от преждевременного его вступления в действие. Мы считаем, что в период строительства первого участка ВСМ вопросы нормативно-технического обеспечения строительства должны решаться на уровне национального законодательства.

Сегодня миллионы людей ждут начала строительства ВСМ Москва – Казань. По нашим стальным магистралям уже летают "Сапсаны", "Стрижи" и "Ласточки". Интересно, какая стальная птица полетит по новой высокоскоростной магистрали? Ждать осталось недолго.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок28.06.2017