31-07-14 / 2014
Новости отрасли
Новые поправки – новые поставщики?

На прошлой неделе была окончательно утверждена и опубликована на сайте ОАО "РЖД" новая редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД". Помимо требования по планированию закупок, в документе предусмотрены преференции для малого и среднего бизнеса. Но самое главное - Положение регулирует порядок проведения закупок в случае предложения демпинговой цены. Упростят ли внесенные в документ изменения процесс закупки товаров и услуг и смогут ли войти в пул поставщиков ОАО "РЖД" новые игроки?

Если в прошлом году объем закупок товаров и услуг ОАО "РЖД" составил 835 млрд руб., то в этом, согласно плану, сумма достигнет 940 млрд руб. Причем в 2013 году 25% суммы - это переходящие обязательства с прошлых лет. Порядка 60% договоров было заключено на основании конкурсных процедур, 83% из них - по итогам открытых конкурсов и аукционов.

Естественно, что желающих стать поставщиком товаров и услуг для ОАО "РЖД" хоть отбавляй. Тем более что законодательство постепенно идет навстречу участникам рынка.

По словам начальника Центра организации конкурсных закупок ОАО "РЖД" Ирины Митичкиной, ограничения допуска тех или иных компаний к торгам сегодня отсутствуют. Напомним, на сайте перевозчика опубликована новая редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД".

"Одна из целей пересмотра документа - расширение способов закупки как инструментария, позволяющего привлечь максимальное количество участников. В соответствии с новой редакцией Положения приоритетными являются открытые конкурсы и аукционы в электронной форме", - добавила она.

Так, в 2013-м к основному регламентирующему документу - ФЗ № 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" - добавился еще один - ФЗ № 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд". А в начале текущего года железнодорожники разработали и подготовили новый проект Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД". Новая редакция Положения вступает в силу с 1 января 2015 года.

Среди основных принципов закупок - информационная открытость, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции среди участников, а также отсутствие ограничения допуска к участию путем установления неизменяемых требований.

Необходимо отметить, что в новом Положении появились требования по планированию закупок.

"План закупок формируется на основании инвестиционной, ремонтной, производственной и иных программ. Затем он размещается в единой информационной системе и на официальном сайте ОАО "РЖД". План формируется на 1 год, а при закупке лекарственных средств, инновационной и высокотехнологичной продукции - на 5-7 лет. В него включаются сведения о наименовании заказчика, предмете договора, минимально необходимых требованиях к участникам, о количестве товаров, работ, услуг, регионе поставки, о начальной (максимальной) цене, сроке исполнения договора и способе закупки. Не прописываются в плане только данные о закупках, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб., а также о тех, что составляют государственную тайну или по которым приняты отдельные решения правительства РФ", - разъясняет начальник Центра организации конкурсных закупок РЖД.

По мнению начальника читинской дирекции материально-технического обеспечения РЖД Максима Грамотеева, данные изменения были продиктованы потребностью в снижении расходов на закупки. Так, конкурсные процедуры планируется проводить на указанную в перечне "гарантированной к закупке" номенклатуру один раз в год. "До ее утверждения конкурс проводился ежеквартально на основании плана поставок. Зная годовой объем поставки по "гарантированной к закупке" номенклатуре, появится возможность проводить его один раз в год и тем самым сократить время на конкурсные процедуры и заключение договора. Таким образом, мы получаем технологический эффект в виде сокращения времени поставки товарно-материальных ценностей на 108 дней", - пояснил он.

Важным нововведением, как отмечает И. Митичкина, является также порядок формирования начальной и максимальной стоимости предмета закупки. "Проект Положения также регулирует и порядок проведения закупок в случае предложения демпинговой цены. Этого механизма у нас раньше не было, хотя мы наряду с другими государственными заказчиками начали сталкиваться со случаями откровенно заниженных цен. В новом документе учтена возможность возникновения демпинга и разработаны механизмы борьбы с проявлениями нечестной конкуренции. В качестве антидемпинговых мер проводится оценка по критерию "цена контракта". При снижении стоимости на размер, установленный документацией, все ценовые предложения получают равные баллы. Таким образом, выиграть только за счет стоимости продукции поставщикам уже не удастся", - поясняет она.

Аналитик "Инвесткафе" Роман Гринченко считает, что изменения в Положении повысят прозрачность и регулируемость процесса, что может упростить работу добросовестных поставщиков. При этом, по его словам, новые инструменты в виде антидемпинговых мер позволят оградить участников тендеров от недобросовестной конкуренции, что также позитивно скажется на работе поставщиков.

Кроме того, обязательно должно быть представлено обоснование предложенной цены и ее документальное подтверждение. А для повышения конкуренции предусмотрена возможность подачи альтернативных предложений. Для субъектов малого и среднего предпринимательства была разработана программа партнерства, в рамках которой оказывается информационная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). Для данной категории предпринимателей будут предоставлены некоторые дополнительные преференции. "Например, возврат обеспечения заявок в течение 7 дней, или обязательное заключение договора по итогам процедур в срок, не превышающий 20 дней с даты подведения итогов закупки, или период оплаты по договорам не более 10 дней с даты подписания документов. Для участников процедур закупок, не являющихся субъектами МСП, предусмотрена возможность привлекать последних на основании договоров субподряда", - добавляет И. Митичкина.

Одним из ключевых преимуществ для участников тендера может стать наличие сертификата IRIS. По словам заместителя начальника Центра технического аудита ОАО "РЖД" Андрея Вепринцева, в новой редакции учтена одна рекомендация перевозчика. Своим поставщикам компания советует сертифицироваться по стандарту IRIS, чтобы повысить качество и управляемость жизненным циклом продукции, ведь сегодня потребителя интересует не только цена техники и оборудования, но и стоимость владения ими за все время их использования.

"Для обеспечения опережающего развития железных дорог необходимы технические средства и системы, позволяющие снижать их издержки и повысить эффективность процессов. Международный стандарт железнодорожной промышленности IRIS является мощным инструментом для достижения этих целей", - комментирует он.

Компания создает единое информационное пространство, которое охватывает все стадии - от планирования закупок до исполнения обязательств. Таким образом, предприятия, сертифицированные по стандарту IRIS, по критерию оценки системы менеджмента качества РЖД будут получать максимальный балл.

Помимо всего прочего, в новом Положении увеличено количество способов закупки и введена переторжка на добровольной основе (добровольное повышение предпочтительности заявок участников закупки за счет снижения цены первоначально поданных заявок, уменьшения сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, снижения размера аванса).

"Важно подчеркнуть, что основными принципами Положения являются равноправие участников закупок, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств и, конечно, информационная открытость", - заключает начальник Центра организации конкурсных закупок РЖД.

К сожалению, уже работающие с ОАО "РЖД" поставщики товаров и услуг предпочли не комментировать данные изменения. В компаниях на сегодняшний день пока не готовы рассуждать о том, как может измениться ситуация в связи данными нововведениями. В то же время, по мнению Р. Гринченко, о повышении или снижении эффективности в результате ввода новых пунктов в Положении о закупках судить пока рано - для оценки должна выработаться практика его применения. Однако исходя из вышесказанного можно утверждать, что для малого и среднего бизнеса в рамках работы с ОАО "РЖД" открываются новые перспективы. А для холдинга введение порядка формирования начальной и максимальной стоимости предмета закупки, а также антидемпинговых мер дает гарантию адекватного ценового предложения. Официально высказанное пожелание наличия сертификата IRIS для поставщиков делает понятной систему отбора, а для закупщиков выступает залогом качества предоставляемых им товаров и услуг.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру31.07.2014