12-03-15 / 2015
Новости отрасли
Новые горизонты развития контейнерных поездов

Понятие "контейнерный поезд" сегодня включает набор таких услуг, как отправление по графику, возможность оплаты не только до отправления, но и по факту доставки груза, однако главное здесь - фиксированное время в пути. За это и ценят грузовладельцы данный способ доставки.

В 2013 году ОАО "РЖД" совместно со своим дочерним обществом "ТрансКонтейнер" и ООО "Восточная стивидорная компания" запустило проект "Транссиб за 7 суток", а уже в 2014-м скорость перевозки по этому маршруту удалось обеспечить на уровне 1072 км/сут. Для сравнения: средняя маршрутная скорость движения контейнерных поездов по сети РЖД по итогам прошлого года составила 885 км/сут. Слаженность действий всех сторон позволила отправить первый экспериментальный поезд "Транссиб за 6 суток".

Именно контейнерные поезда связывают страны ЕС и АТР между собой и с Россией. В 2014 году в импортном сообщении проследовало 1023 контейнерных поезда ПАО "ТрансКонтейнер", в их составе перевезено 101,9 тыс. TEU, что на 22% меньше, чем в 2013-м. В экспортном направлении - 1625 поездов, или 189 тыс. TEU (+4,1%). В транзитном - 747 поездов, или 78 тыс. TEU (+33%). Во внутреннем сообщении - 1265 поездов, или 128,6 тыс. TEU (рост в 2,9 раза).

В целом же по сети РЖД за прошлый год проследовало 4660 контейнерных поездов формирования "ТрансКонтейнера", в составе которых было перевезено 497,5 тыс. TEU (+20%). Росту объемов перевозок грузов контейнерными поездами способствовали налаженная работа на существующих маршрутах и запуск новых проектов. Например, ускоренного поезда Добра - Ворсино.

Другой крупный игрок - АО "РЖД Логистика" - обслуживает два транспортных коридора: на Транссибе (Брест - Забайкальск, Забайкальск - Брест, Сучжоу - Варшава, Чжэнчжоу - Гамбург, Пусан - Брест/Добра) и Трансказахстанской магистрали (Чунцин - Дуйсбург). "Транзитные контейнерные перевозки по ТСМ организует компания Far East Land Bridge. В 2014 году объем перевезенных контейнерными поездами грузов почти в 2 раза превысил показатели 2013-го - 27 тыс. TEU против 15 тыс. TEU. Количество самих поездов выросло с 221 до 290", - рассказывает директор по развитию бизнеса АО "РЖД Логистика" Денис Мазурин.

Он также отметил, что, реагируя на потребности рынка, в 2013-2014 гг. компания организовала новые поезда Чжэнчжоу - Гамбург и Сучжоу - Варшава и останавливаться на этом не собирается.

По Трансказахстанской магистрали развивает транзитные железнодорожные контейнерные перевозки и дочерняя компания "РЖД Логистики" YuXinOu (Chongqing) Logistics. Клиентами поезда Чунцин (Китай) - Дуйсбург (Германия) являются ведущие международные производители электроники. По итогам 2014 года объем перевезенных YuXinOu грузов составил свыше 8 тыс. TEU, отправлено около 90 поездов. "Мы видим большой потенциал как для развития существующих маршрутов, так и для организации новых", - отмечает Д. Мазурин.

По данным Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТП), в составе контейнерных поездов за 2014 год перевезено 751,7 тыс. TEU, в том числе 411,5 тыс. TEU в международном сообщении (+12,6% к уровню 2013 г.). На данный момент существует около 30 маршрутов регулярных контейнерных поездов. По словам генерального секретаря КСТП Геннадия Бессонова, благодаря предоставленным скидкам на тариф для перевозки контейнеров по территории Казахстана, России и Беларуси консолидируется дополнительная грузовая база транзитных перевозок и формируются новые транзитные направления.

Стабильному росту железнодорожного транзита по ТСМ во многом способствовали усилия по созданию технологических и тарифных условий для перевозок грузов контейнерными поездами. К примеру, за счет реализации мероприятий в рамках проекта КСТП "Электронный поезд" нормативный срок доставки груза в составе контейнерного поезда по маршруту Чэнду - Лодзь протяженностью 9587 км был сокращен с 14 до 10-12 суток.

За 2014 год в составе 164 контейнерных поездов было перевезено 13,4 тыс. TEU, что на 47% больше, чем годом ранее. В рамках деятельности КСТП, помимо существующих регулярных контейнерных сервисов в сообщении Китай - Европа - Китай (Чэнду - Лодзь, Сучжоу - Варшава, Чунцин - Дуйсбург, Чжэнчжоу - Гамбург, Ухань - Пардубице и др.), в 2014 году удалось организовать новый маршрут из Китая (Иу, провинция Чжэцзян, восток КНР) в Испанию (Мадрид).

По прогнозу Г. Бессонова, в 2015-м объем транзитных перевозок по Транссибирской магистрали в составе контейнерных поездов увеличится с 120 тыс. TEU до 150 тыс. TEU.

* Подробный материал в печатной версии: Контейнерная доля // РЖД-Партнер. 2015. № 5.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру12.03.2015