04-07-12 / 2012
Новости отрасли
Новые ГЭС на притоках Амура могут стать источником генерации для электрификации БАМа и Транссиба

Компания EN+ GROUP предлагает построить на притоках Амура гидроэлектростанции, которые позволят увеличить уровень воды в реке. За счет этого станет возможной переброска части грузов с железной дороги на реку в период летней навигации. Кроме того, ГЭС станут источником генерации для электрификации БАМа и Транссиба.

По словам заместителя начальника департамента инвестиционной деятельности ОАО "РЖД" Алексея Вяткина, на развитие инфраструктуры Дальневосточного полигона до 2020 года необходимо 900 млрд руб.

Компания En+ Group предложила свое решение проблемы пропускных способностей сети - возвращение летних (так называемых пиковых) объемов грузов нареку Амур.

"В 1989 году объем грузоперевозок по реке Амур достигал 33 млн тонн, сегодня - только 4,5 млн тонн", - напомнил управляющий директор по энергетике En+ Group Александр Сергеев, выступая на международной конференции "Развитие железнодорожной инфраструктуры: финансово-правовые аспекты".

По его словам, приграничный Амур обладает огромным потенциалом, так как его течение совпадает с направлением основных грузопотоков - с запада на восток. "Река протекает по границе с Китаем и впадает в Охотское море. Соответственно, возможен грузопоток как в сторону Китая, так и в сторону Японии, Южной Кореи и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона", - отмечает господин Сергеев.

По его мнению, если сезонная перевозка сможет в ближайшие годы увеличиться на 20-22 млн тонн, то это "разгрузит "железку".

"Если мы посмотрим прогнозы по сезонной грузонапряженности на ближайшие годы, то увидим, что в летний период ситуация бывает тяжелее, чем зимой. На реке навигация длится 5,5 месяца. Это как раз то время, когда возникают трудности в перевозках", - продолжает представитель En+ Group.

Но чтобы вернуться к советским показателям речных перевозок, нужно провести дноуглубительные работы на определенных участках Амура и его притоков, построить причальные стенки и обновить речной флот.

Со своей стороны, компания En+ Group готова построить гидростанции в бассейне Амура, в том числе на его притоке - реке Зее. Плотина позволит приподнять уровень воды. Таким образом, увеличатся гарантированные глубины.

"Объем встречных перевозок может достигнуть 10 млн тонн. Речь идет о проекте "Космодром Восточный", для строительства которого нужны грузы (от 2 до 4 млн тонн), а также о горно-металлургических проектах в Амурской области", - рассказывает господин Сергеев.

Кроме того, продолжает он, ГЭС на притоках Амура может решить еще одну большую проблему - недостаточную электрификацию железнодорожной инфраструктуры региона (как БАМа, так и Транссиба).

"На сегодняшний день фактически дальневосточная энергосистема работает изолированно от всей остальной России.

К примеру, на связи с Китаем у Дальнего Востока есть линия 500 кВ с номинальной мощностью перетока 750 МВт, а на связи с соседней Сибирью есть всего ЛЭП 220 кВ и крошечный переток в 20 МВт.

Забайкальский край и Иркутская область при поддержке Республики Бурятия выдвинули проекты строительства ЛЭП 500 кВ вдоль БАМа и Транссиба. Это позволит использовать излишки мощностей, которые есть на Дальнем Востоке, для развития Восточной Сибири и тем самым снизить тариф на электроэнергию для дальневосточников", - прогнозирует Александр Сергеев, добавляя, что сегодня мощность дальневосточных электростанций - около 8 ГВт, а потребляется в регионе всего 4-4,5 ГВт.

"Если мы строим "пятисотку", то по крайней мере 2 ГВт из 4 ГВт лишних мы заберем в Сибирь", - пообещал докладчик.

Однако без источника генерации на длинных плечах, к примеру на участке от Читы до Благовещенска (2 тыс. км), линию в 500 кВ не построить. Таким источником, по словам господина Сергеева, может стать Транссибирская ГЭС на другом притоке Амура - реке Шилке.

По оценкам компании, предварительная стоимость проекта в период 2013-2015 годов может составить порядка 30 млрд руб.

В En+ Group уточняют, что точная цифра появится после подготовки обоснования инвестиций, на разработку которого уйдет около 6 месяцев.

При этом часть стоимости плотины, в том числе строительство шлюзов, по мнению Александра Сергеева, могло бы профинансировать государство, так как они будут находиться в общем доступе.

Начальник департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" Валерий Веремеев заявил, что пока к ним предложения от компании не поступали, а без конкретных деталей сложно судить об экономической привлекательности проекта.

Генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов полагает, что идея En+ Group имеет право на жизнь.

"Внешне идея выглядит привлекательно.

Но надо все внимательно просчитать и учесть нюансы. Ведь, к примеру, перегруз с одного вида транспорта на другой потребует дополнительных площадей. Кроме того, нужно понять, как это отразится на скорости доставки. Да и навигация на реке длится не круглый год", - говорит господин Бессонов.

По его мнению, в качестве сезонного варианта проект действительно может выстрелить. Однако говорить о том, что реализация предложений En+ Group может кардинально изменить ситуацию на железной дороге в регионе, пока рано.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок04.07.12Амур вывезет