25-08-17 / 2017
Новости отрасли
Новые экспортные реалии

Традиционно основной вклад в увеличение общего экспорта вносит топливо и другие сырьевые грузы. Однако в последнее время все больше внимание уделяется развитию несырьевого экспорта. Не так давно премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил перечень продукции, товаров, работ и услуг, экспорт которых будет поддерживаться федеральными органами в приоритетном порядке. О том, что и куда вывозится сейчас и как можно развивать несырьевой экспорт, рассказал управляющий директор Российского экспортного центра (РЭЦ) по международному продвижению торговли Михаил Мамонов. – Михаил Викторович, какова динамика перевозки несырьевого экспорта в контейнерах из РФ?

– РЭЦ активно поддерживает идею Китая "Один пояс – один путь". Полагаем, ее реализация будет способствовать не только развитию двусторонней торговли, но также существенно повысит эффективность отношений на всем евроазиатском континенте. Создание транспортной инфраструктуры (железных и автодорог, трубопроводов, портов) должно привести к существенному росту внутриевразийской торговли и интенсификации экономического развития внутренних территорий Евразии, а также стран Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки.

Для обеспечения надлежащей транспортно-логистической инфраструктуры РЭЦ совместно с китайской логистической компанией "Синотранс", правительством Калужской области и ОАО "РЖД" 6 декабря 2016 года подписал четырехстороннее соглашение о сотрудничестве по строительству транспортно-логистического коридора Ворсино – Шилун. Оценочный объем ежегодных поставок продукции отечественных производителей на рынок КНР может превысить 50 тыс. TEU. По итогам ряда переговоров РЭЦ с заинтересованными сторонами были согласованы льготные расценки на услуги ПАО "ТрансКонтейнер" и китайской перевозочной компании "Синотранс", благодаря чему удалось снизить стоимость перевозки одного 40-футового контейнера по железнодорожному маршруту через Забайкальск до $2600.

Первая партия товаров по новому маршруту была отправлена с российской территории 5 апреля 2017 года, а встречный поезд с китайскими товарами ушел со ст. Шилун (провинция Гуандун) 11 апреля. Основные пункты назначения – порт Далянь (с дальнейшей доставкой фидерными судами до любого порта или автотранспортом до получателя) и ст. Шилун (провинция Гуанчжоу). Основное преимущество нового маршрута – сокращение сроков доставки грузов до 14 дней при существенной экономии расходов.

В период с 5 апреля по 9 августа по новому экспортному железнодорожному маршруту Ворсино, РФ – Далянь, КНР было отправлено 87 контейнеров. Периодичность отправок составила 2 раза в неделю.

Из основных товаров можно выделить: мука, металлоконструкции, бытовая химия, пластиковые трубы, стеклоткань.

Общая стоимость груза, отправленного на экспорт в КНР, составила около $9 млн. Цифры пока что небольшие, но маршрут необходимо "раскатать", и на это сейчас направлены наши усилия.

– Какова доля несырьевого экспорта из РФ? Растет ли она в последние годы?

– Несырьевой неэнергетический экспорт России в январе – июне 2017 года, по расчетам РЭЦ, составил $57,2 млрд (34,2% от общего). По сравнению с январем – июнем 2016-го он увеличился на $9 млрд, или 18,7%. Положительная динамика экспорта к аналогичному периоду предыдущего года фиксируется восьмой месяц подряд. Рост обеспечен в первую очередь благодаря повышению мировых цен, но также и расширением физических объемов поставок, улучшением экспортной номенклатуры. Главный вклад в увеличение экспорта внесла металлопродукция (45% суммарного прироста), существенный – продовольствие (16%), химические товары (15%), продукция машиностроения и лесобумажные товары (по 7%). Основными направлениями несырьевого неэнергетического экспорта из России в последние годы являются СНГ, Европа и АТР, существенное значение также имеют Америка, Ближний Восток, Африка. Главными контрагентами России по несырьевому неэнергетическому экспорту выступают Китай (8,6%) и Казахстан (8%), периодически меняющиеся местами, в число крупнейших партнеров также входят Белоруссия (6,5%), США (5,8%) и Турция (5,3%).

– Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять для увеличения экспорта за счет контейнерных перевозок?

– Необходимо снизить железнодорожные тарифы на доставку, а также добиться выравнивания тарифа на рефрижераторные перевозки с перевозками в универсальных контейнерах для обеспечения притока потенциального объема экспортных грузов.

Отдельно необходимо проработать вопрос о создании благоприятных тарифных условий для перевозок пищевой и другой продукции в Китайскую Народную Республику, которые могли бы значительно повлиять на рост объемов поставок российских товаров не только по новому логистическому маршруту, но и в общем экспортном потоке в зарубежные страны.

Для возможного увеличения объемов поставок российской продукции с использованием железнодорожного транспорта сотрудниками Российского экспортного центра во взаимодействии с Минсельхозом России был подготовлен проект постановления о возможности для российских компаний компенсировать часть затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным транспортом, в том числе железнодорожным. В настоящий момент данный проект находится на редакции в Минсельхозе России.

– Планируется ли создание новых маршрутов?

– Да, сейчас прорабатывается новый вариант отправок пищевой продукции российских производителей в Китайскую Народную Республику. Товары по этому маршруту будут отправляться со ст. Ворсино и доставляться в г. Чэнду, КНР. Поезд будет следовать транзитом через Монголию, с прохождением границы на ст. Наушки (Республика Бурятия). Такой маршрут позволит многократно увеличить объем отправок именно продуктов питания, так как большая часть контейнерного поезда будут составлять рефрижераторы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру25.08.2017