25-06-14 / 2014
Новости отрасли
Новое партнерство старых проблем

Представители нескольких вагоностроительных заводов, имеющих собственное литейное производство, объявили о создании НП "Объединение предприятий сталелитейной промышленности" (НП "ОПСП"). Среди учредителей партнерства - ОАО "ПО "Бежицкая сталь", ООО "Промтрактор-Промлит", ЗАО "Тихвинский вагоностроительный завод" (ТВСЗ) и ЗАО "ТСЗ "Титран-Экспресс". Учитывая тот факт, что это не первое профильное общественное объединение вагоностроителей, ряд экспертов высказывают мнение о том, что с его помощью производители пытаются ускорить продвижение на рынке инновационного подвижного состава.

Председателем совета НП "ОПСП" избран председатель совета директоров ЗАО "Трансмашхолдинг" Анатолий Ледовских, президентом - председатель совета директоров ЗАО "НПК "Объединенная Вагонная Компания" Николай Добринов. В сообщении для прессы, представленном после объявления о создании партнерства, говорится, что оно открыто и для других производителей сталелитейной промышленности транспортного машиностроения. Впрочем, обращает на себя внимание тот факт, что среди его учредителей нет "Уралвагонзавода", имеющего крупное литейное производство и собственные наработки в создании вагонных тележек нового типа, которые до сих пор так и не были признаны инновационными - в отличие от тележек ТВСЗ, заявившего об увеличении производства прошедших сертификацию полувагонов нового типа, оборудованных тележками с повышенными эксплуатационными характеристиками. К сожалению, УВЗ не предоставил нам комментария об отношении к новой инициативе коллег по цеху и перспективах своего участия в ней.

Учредители НП "ОПСП" отмечают, что рост выпуска новых моделей деталей вагонного литья является главной задачей новой организации. "Основная цель создания НП - формирование единой технической политики сталелитейных предприятий транспортного машиностроения с учетом возрастающих требований рынка, обеспечение массового перехода на современные модели литых деталей грузового подвижного состава, а также защита от контрафакта и антидемпинговые инициативы", - говорится в сообщении для прессы. - Одним из приоритетных направлений деятельности НП "ОПСП" станет обеспечение эффективной реализации государственной политики в области развития тяжеловесного движения на железнодорожном транспорте, в том числе организация научно-технических изысканий, практическое внедрение технологий литейного производства инновационной продукции, а также решение актуальных вопросов совершенствования нормативно-правовой базы и системы технического регулирования производителей крупного вагонного литья".

Перспективы нового партнерства будут зависеть от способов реализации заявленных участниками целей, считает председатель НП ОЖдПС Ольга Лукьянова. "Если вхождение в состав НП будет сопровождаться выдачей на льготных условиях сертификата на тележку Barber, то состав организации может пополниться многими участниками, - пояснила она. - Если на базе данного партнерства будет создано полноценное конструкторское бюро, испытательный центр, лаборатории и экспертные организации, то тогда НП "ОПСП" сможет квалифицированно улучшать качество подвижного состава". Однако если же вложений в производственную и научную инфраструктуру партнерства сделано не будет, то это, по словам О. Лукьяновой, приведет к тому, что данное НП будет осуществлять только лоббистские функции.

Впрочем, в необходимости создания на базе партнерства нового научно-внедренческого центра сомневаются многие опрошенные нами эксперты. Все это уже существует в рамках подкомиссии по вагонному литью НП "ОПЖТ", в состав которого входят все вагоностроители России, в том числе и учредители НП "ОПСП". Наиболее широко такие мнения высказывают представители ОАО "РЖД" и бывшие работники компании, перешедшие впоследствии на работу в коммерческие структуры.

Например, вице-президент НП "ОПЖТ", директор дирекции по техническому регулированию дивизиона "Железнодорожный прокат" "Евраза" Сергей Палкин считает создание нового некоммерческого партнерства в области вагоностроения излишним для промышленности. "Не вижу никакой целесообразности в этом партнерстве, - отметил С. Палкин. - Все сталелитейные вагоностроительные предприятия уже более 5 лет состоят в НП "ОПЖТ". Именно благодаря этому объединению на всех российских заводах, изготавливающих литые детали для вагоно- и локомотивостроения, проведена коренная реконструкция и техническое перевооружение. Именно ОПЖТ обеспечило защиту внутреннего рынка от массового проникновения зарубежного контрафакта и несоответствующей продукции зарубежных изготовителей с демпинговой стратегией захвата российского рынка". Кроме того, С. Палкин отметил, что главной опасностью создания нового НП может быть дезинтеграция крупных объединений в более мелкие, что может негативно сказаться на литейном секторе промышленности.

Подобных взглядов придерживается и генеральный директор ООО "Инновационные вагоны" Сергей Барбарич, который отметил высокое качество усилий по разработке и внедрению технических регламентов и СНиПов подкомиссии по вагонному литью НП "ОПЖТ". "За последнее время ее эксперты разработали и приняли ГОСТы по вагонной тележке и вагонному литью, свод правил и методов проведения испытаний литья. Таким образом, наглядно показано, что организация реально способствует решению практических вопросов, поэтому необходимости в создании новых партнерств, близкой направленности, я не вижу", - заявил С. Барбарич.

"Создание некоммерческих партнерств становится "конкурентным видом деятельности", - считает эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ Георгий Зобов. Он отметил, что в настоящее время в сфере производства грузовых вагонов уже действуют несколько некоммерческих объединений: Объединение производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) и Объединение вагоностроителей (ОВС), у которого сейчас заканчивается процесс регистрации документов. Также стоит отметить, что в металлургии уже существует НП "Русская сталь", а также профильная комиссия в РСПП. "Поэтому практическая ценность членства в новом партнерстве будет зависеть от возможностей продвижения интересов его членов в различных сферах деятельности", - рассказал Г. Зобов.

"Дробление ни к чему хорошему не приведет, - считает начальник департамента технической политики ОАО "РЖД" Александр Назаров. - В НП "ОПЖТ" уже есть всевозможные комитеты и подкомитеты, и все машиностроительные компании в них участвуют. При необходимости в партнерстве можно создать специализированный подкомитет по литью или вообще расширить полномочия НП". Поэтому ОАО "РЖД" предпочитает решать проблемы отечественных вагоностроительных компаний в рамках НП "ОПЖТ", хотя готово сотрудничать и с другими партнерствами.

Руководитель информационно-аналитической комиссии НП "ОВС" Станислав Золотарев рассматривает создание нового партнерства как один из шагов к появлению в России саморегулируемой организации в вагоностроении. "По закону для создания СРО нужно как минимум 25 участников, которые контролируют 80% рынка, - рассказал он. - В нашей стране такого количества заводов, выпускающих вагоны, нет. Поэтому в рамках НП "ОВС" было решено создавать организацию с участием всех смежных производств вагоностроения. Появление НП "Объединение предприятий сталелитейной промышленности" говорит о том, что производители железнодорожного литья пытаются обсуждать и решать свои проблемы в рамках партнерства до создания саморегулируемой организации. При этом его учредители остаются членами НП "Объединение вагоностроителей".

В НП "ОПСП" о противоречиях или противодействии чему-либо предпочитают не говорить, а концентрироваться на обсуждении текущих проблем. Представитель партнерства сообщил, что причиной создания нового объединения стал анализ работы существующих на рынке некоммерческих организаций, который выявил необходимость сконцентрироваться на проблемах сталелитейной промышленности в железнодорожном машиностроении. "Основной задачей партнерства является консолидация как ресурсного, так и научно-производственного потенциала его участников и организация совместных инициатив и научно-технических изысканий, направленных на обеспечение массового обновления парка грузового подвижного состава пространства 1520 с использованием инновационной продукции отечественного сталелитейного производства, - отметил собеседник ИА РЖД-Партнер.ру. - При этом участники НП продолжают и будут продолжать принимать самое активное участие в составе других некоммерческих организаций вагоностроителей".

Подобное заявление представителей ОПСП вселяет надежду. Поскольку никто из участников рынка не отказывается от взаимодействия в рамках как старых, так и новых отраслевых союзов, можно утверждать, что проблемные вопросы будут решаться, а новая техника - внедряться на сети дорог. И при этом не особенно важно, вклад какого из существующих партнерств будет наиболее значительным.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру (rzd-partner.ru). Новости транспорта25.06.2014