29-05-20 / 2020
Новости отрасли
Новая методика доступа к ж/д перевозкам ставит грузы в неравные условия - эксперты

Новая методика предоставления перевозчикам доступа к железнодорожной инфраструктуре дает некоторым грузоотправителям необоснованные преимущества, считают опрошенные ТАСС эксперты и участники транспортной отрасли. Среди угольщиков, которые и так получили предпоследнее место в очереди, выиграют лишь крупные компании, говорят собеседники агентства. Но существует и противоположная точка зрения - может быть, документ действительно будет способствовать решению проблемы дефицита возможностей железной дороги.

Живая очередь не для грузов

Кабмин в среду утвердил очередность предоставления перевозчикам доступа к железнодорожной инфраструктуре в зависимости от вида грузов. Речь в документе идет о том, как пропускные способности будут распределяться между грузоотправителями в ситуации, когда они ограничены, как, например, на Восточном полигоне. Приоритет, согласно постановлению, получают перевозки грузов в целях обеспечения регионов, пострадавших от стихийных бедствий, перевозки на основании отдельных решений президента РФ. Далее по списку следуют субсидируемые грузы, притом имеются ввиду субсидии, предоставленные и на перевозку, и на производство продукции. Более низкий приоритет получили "перевозки грузов, требующих высокой скорости и надежности доставки, перевозки грузов во внутригосударственном сообщении, а также экспортные перевозки несырьевых грузов, сырьевых грузов в специализированном подвижном составе, зерновых и продовольственных грузов". Список замыкают экспортные перевозки сырьевых энергетических грузов в универсальном железнодорожном подвижном составе и "иные перевозки грузов".

В качестве приложения документ содержит правила формирования плана экспортных перевозок угля в восточном направлении со станций Кемеровской области.

Исключение подтверждает правило

В компании "Цифровая логистика", которая является оператором электронной торговой площадки "Грузовые перевозок", настроены вполне оптимистично. Как сказал в беседе с ТАСС генеральный директор "Цифровой логистики" Александр Кочуков, принятие документа - это позитивный момент.

"Во-первых, органы государственной власти обратили внимание и признали наличие проблемы пропускных способностей на уровне постановления правительства. Во-вторых, постановлением установлена очередность расстановки приоритетов в принятии грузов к перевозке - считаем, что это должно упростить процесс планирования. В-третьих, приложенные правила формирования экспортных перевозок угольной продукции впервые закрепляют математический подход (с использованием формулы) к определению планового и фактического объемов перевозок грузов конкретных отправителей", - отметил Кочуков. По его словам, практика ближайших месяцев покажет, насколько документ будет применим.

Влияние документа на фактическое состояние перевозок пока что оценить сложно. Подобное мнение высказал в разговоре с ТАСС заместитель директора по продажам Rail Cargo Logistics-RUS Александр Сиверцев. Топ-менеджер отметил, что очередность и так существовала, но теперь закреплена законом.

"Мы пока не понимаем, приведет ли документ к каким-то реальным изменениям. Планы и ГУ (заявки на перевозку грузов - прим. ТАСС) всегда и так подтверждали с учетом приоритетов тех или иных грузов, только это не было зафиксировано на бумаге. Надеемся, что экспортные перевозки, в том числе несырьевых грузов, не пострадают по срокам доставки. Судя по документу, угольщиков поставили в самый конец очереди. Хотя, к примеру, по Забайкальску их и так двигали в конец очереди, пропуская контейнерные транзитные поезда", - рассуждает Сиверцев.

Гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов склоняется к тому, что существенных нововведений документ не содержит.

"Закон о железнодорожном транспорте двояких толкований практически не допускает, и все законы, которые издаются, так или иначе подтверждают и дополняют его. В данном случае поменялась очередность тех трех категорий грузов, которые и так стояли в конце списка. Детали изменились, но суть осталась та же. Никто не наделяет РЖД правом что-то не принимать к перевозке. Они лишь имеют право принять груз к перевозке в последующий период, и это право у них было всегда", - подчеркнул эксперт.

Все равны, но некоторые равнее

Вдаваться в детали все-таки стоит, считают опрошенные ТАСС участники транспортного рынка. Источник в крупной логистической компании оценивает вторую часть документа - методику для угольщиков - как "хорошую". Но приоритеты в первой части постановления вызывают опасения.

"На последнем месте стоят прочие экспортно-импортные грузы. Это лес, руда, стройматериалы. Например, глинозем "Русала" из портов Украины на их заводы в Сибири или руда "Металлоинвеста" в Китай поедут в последнюю очередь. И у РЖД будет право отказывать таким грузам в перевозках, отправлять их последними. Раньше все были равны, а теперь руда, стройматериалы и лес оказались в положении вечно просящих. Приоритеты относятся не только к Востоку. Теперь, если РЖД скажет, что есть ограничения, то будет пускать в любом направлении по очереди, и последнему может не хватить на Новороссийск или на Восток. Угольщики в свою очередь обеспечили предпоследнее место в пищевой цепочке", - заключил собеседник агентства.

"Железная руда и пиломатериалы - это более дорогие грузы, чем уголь, доходная ставка выше, чем по углю, поэтому, конечно, неправильно эти грузы отодвигать, ставить ниже перевозок угля, но государство решило так", - согласен заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин.

Утвержденное кабмином постановление ставит некоторых участников рынка в более выгодное положение, более того - дает преимущество операторам, которые владеют универсальным и специализированными вагонами, считает источник ТАСС среди железнодорожных операторов. Например, для перевозки сырьевых и несырьевых грузов, доставка которых является приоритетной, потребуется конкретный вид специализированного и универсального подвижного состава.

"Таким образом, у владельцев этих вагонов будет преимущество, что противоречит положению об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками. Согласно этому документу, не допускается создание условий, ставящих одних операторов в преимущественное положение перед другими в сопоставимых условиях", - подчеркнул он.

Уголь углю рознь

Методика распределения мощностей Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей касается только угольных компаний Кузбасса, напомнил источник, комментируя вторую часть постановления.

"Это не совсем справедливо по отношению к грузоотправителям Новосибирской области, Красноярского края, Хакасии и других регионов Восточного полигона, которые в ней не упоминаются. Как они будут перевозить уголь в порты Дальнего Востока, если приоритет отдан только кузбасскому углю, неясно", - заключил он.

Более того, в выгодном положении окажутся только крупные угольщики, уточнил Семенкин.

"Интересно, что преимущество будут получать те угольные компании, которые направляют уголь не только в восточном, но и в западном направлении. Это, безусловно, крупные компании, имеющие разветвленную сеть потребителей, большую сеть контактов. Таким образом, нормативный акт подписан под крупнейших поставщиков угля на экспорт - таких, как СУЭК, "Кузбасразрезуголь", - отметил эксперт.

Углю добавят контроля

Контролировать процесс рассмотрения заявок на перевозку, составлять план, соотносить возможности железнодорожной инфраструктуры и портов и в целом курировать исполнение методики доступа угольщиков к Восточному полигону будут Минэнерго и Минтранс, гласит постановление. По мнению Семенкина, на это также стоит обратить внимание.

"Государство приставляет к РЖД в плане согласования Министерство транспорта и Министерство энергетики. Раньше РЖД единолично осуществляло согласование заявок, ни с кем дополнительно их не утверждая и ни перед кем не отчитываясь. Теперь этот вопрос также возложен на государственные органы власти. Видимо, у государства нет доверия к РЖД в том плане, что будут согласовываться объемы перевозок угля в том объеме, в котором предъявляются", - предположил Семенкин.

"Государство дает понять всем участникам транспортного рынка, в том числе РЖД, что транспортировка угля в восточном направлении крайне важна, при ее планировании необходимо изыскивать дополнительные возможности, подходить к этому вопросу тщательно, стараться перевозить все, что предъявляют", - заключил эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ТАСС29.05.2020