16-11-10 / 2010
Новости отрасли
Нормы Таможенного кодекса должны полнее учитывать интересы перевозчика

Таможенный кодекс Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии вступил в силу с 1 июля 2010 года. О первых впечатлениях работы в новых условиях рассказывает Олег Черепахин, начальник Иркутского регионального отдела центра по таможенной деятельности РЖД.

- Олег Ефимович, как отразились нововведения Таможенного кодекса Таможенного союза трех государств на железнодорожных перевозках?

- К сожалению, не все они оказывают положительное влияние. Взять, скажем, такую норму, связанную с таможенным транзитом, как предельный срок доставки вагона с грузом. Этот срок, который нельзя превышать, составляет 2000 км в месяц. То есть за месяц вагон обязательно должен пройти это расстояние. Но он, как и любой механизм, может сломаться в пути. Поэтому при задержке в пути следования по причине технических неисправностей вагонов с грузами, находящимися под таможенным контролем, возникает необходимость продления времени транзита на более длительный срок. До 1 июля мы могли продлевать срок доставки на период ремонта этого вагона при наличии соответствующих документов, а нынешний закон этого не предусматривает. В результате неисправные вагоны могут стоять и по полтора месяца, пока собственник не заплатит деньги за ремонт депо или заводу. Они загромождают станцию.

- А чем это оборачивается для перевозчика?

- На ускорение ремонта собственником вагона - а приватный парк сейчас увеличился многократно, - повлиять мы почти никак не можем, прямых рычагов воздействия у нас нет. А вот отвечать приходится. Перевозчик за несоблюдение сроков таможенного транзита привлекается к административной ответственности. И платит за просрочку. Иными словами, моделируется такая ситуация, когда основная часть вины падает на перевозчика. Вот этот перекос нужно устранять как можно быстрее. Железнодорожники получаются здесь без вины виноватыми. Эту проблему мы обозначили, и таможенники обещали подумать над ней.

- Что еще осложняет работу?

- Мы с региональными подразделениями таможенных органов не пришли к единому мнению о применении положений статьи 145 "Товары и документы, подлежащие задержанию при проведении таможенного контроля". В ней прописана возможность изъятия товаров, когда недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности пытаются провезти больше, чем погружено на самом деле, декларируют меньший объем. На пограничной станции Наушки, например, таможенный пост выявляет нарушения и задерживает вагоны до внесения изменений в таможенную декларацию таможней отправления, которая, кстати, может находиться и за многие сотни километров. Все это время вагоны-нарушители стоят на станции, занимают пути. Но ведь есть норма Таможенного кодекса, которая допускает возможность изъятия "излишка", размещения его на складах временного хранения по указанию таможенного органа. А все остальное может двигаться за границу. Но эта норма в Наушках почему-то не применяется, хотя в соседнем Забайкальске она действует. Если и мы станем применять эту технологию, то вагон на станции Наушки будет стоять, например, не 30 дней, а в четыре раза меньше. К тому же хранение товаров в вагонах на путях станции в месте убытия с таможенной территории таможенным законодательством не предусмотрено.

- Что можно сказать о позитиве в новом таможенном законодательстве?

- Хорошего много, должно стать меньше барьеров. Например, предусмотрены широкие возможности для использования новых информационных технологий. В регионе деятельности, в частности, Иркутской таможни за девять минувших месяцев в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло количество грузовых таможенных деклараций (ГТД) на лесоматериалы, оформленных в электронной форме. Грузоотправители, оформляющие ГТД в электронном виде, имеют главное преимущество: первоочередное таможенное оформление, что значительно сокращает финансовые потери от простоя вагонов на подъездном пути. Кроме того, с начала года таможенными органами, входящими в структуру Сибирского таможенного управления, вся информация, необходимая для его таможенного оформления, на таможенный пост подается предварительно в электронном виде. Если она совпадает с фактической, то оформление груза может быть значительно сокращено.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.11.10Граница без простоя