21-08-17 / 2017
Новости отрасли
Никита Пушкарев: "Мы рассматриваем площадку "Грузовые перевозки" ОАО "РЖД" как новый канал продаж"

Компания GEFCO разрабатывает линейку типовых логистических решений, которые в перспективе планируется предлагать на электронной торговой площадке (ЭТП) РЖД "Грузовые перевозки". Об этих планах, а также о развитии рынка 4PL-услуг в России "Гудку" рассказал коммерческий директор "GEFCO Россия" Никита Пушкарев. фото: Пресс-служба "GEFCO Россия"– Какие решения регуляторов наиболее позитивно повлияли на рынок логистических услуг? – Правительство РФ совместно с Российским экспортным центром (РЭЦ) организовало программу субсидирования логистической составляющей автопрома, энергетического и транспортного машиностроения и других отраслей. Мы с РЭЦ достаточно давно сотрудничаем, консультируем их в области методологии логистических концепций, формирования логистических бюджетов. Так что кризисная ситуация в данном случае обернулась возможностью развития российской промышленности, а обслуживающие отрасли, в том числе логистическая, достаточно позитивно отреагировали. В итоге произошла переориентация определенных объемов с импорта на экспорт, так что мы видим привлекательные перспективы для бизнеса на этом рынке.В целом субсидирование логистической части затрат при экспорте оживило рынок. Мы знаем немало примеров, когда предприятия активно используют российские производственные мощности, российский труд для производства товаров, которые планируется продать на внешних рынках. В этой сфере мы реализуем, к примеру, несколько проектов с автопромышленниками – перевозим на экспорт готовые автомобили из регионов Центральной России в Западную Европу.Кроме того, правительство приняло ряд мер по импортозамещению (поддержка экспорта по широкой номенклатуре несырьевых товаров, в том числе высокотехнологичных; снижение зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции), что придало внутренней промышленности дополнительный импульс к развитию. Это повлекло за собой увеличение грузовой базы, требующей логистического обслуживания. Также значительный рост показал экспорт, а в таких перевозках до половины успеха обеспечивают качественные логистические услуги.

– На логистическом рынке растет спрос на новые, более совершенные продукты. Какие услуги готова предложить своим клиентам GEFCO в 2017 году? – Здесь я хотел бы привести в пример компанию Ferronordic Machines, с которой у нас сложилось стратегическое партнерство, – этой компании мы предоставляем услуги 4PL (см. справку. – Ред.). Для Ferronordic Machines мы доставляем большие объемы грузов в более чем 70 локаций по всей стране, активно используя железнодорожный транспорт. Клиент получает гарантированную экономию своего логистического бюджета. Если говорить о последних проектах, в апреле этого года мы запустили проект по транспортировке автокомплектующих из Японии. Ранее такие перевозки осуществлялись только автотранспортом. Контейнеры прибыли морем в порт Новороссийска, где впоследствии был сформирован контейнерный поезд. Время следования поезда до пункта назначения составило всего 46 часов. Клиента устроила и более выгодная стоимость транспортировки по железной дороге. Кроме того, мы позаботились и о максимальной сохранности груза: контейнерные поезда не расформировываются на сортировочных горках, а значит, риск повреждения дорогостоящих комплектующих был сведен к нулю, что являлось одним из ключевых требований клиента. При этом выигрывает и весь наш холдинг – мы привлекаем новые объемы грузов на инфраструктуру РЖД, привлекаем Центральную дирекцию по управлению терминально-складским комплексом – филиал ОАО "РЖД". GEFCO, как интегратор, продолжает управлять этой цепью поставок.Другой пример – из области перевозок товаров народного потребления. Мы плодотворно сотрудничаем с дочерними компаниями из транспортно-логистического бизнес-блока РЖД, в частности с АО "Рефсервис". Совместно мы организовали перевозки продуктов питания и напитков по принципу "от двери до двери" в удаленные регионы – на Сахалин, в Магадан, Петропавловск-Камчатский. Соответственно, перевозка осуществлялась с поддержанием температурного режима на нескольких видах транспорта.Кроме того, мы активно разрабатываем линейку типовых логистических решений, которые в перспективе планируется предлагать на электронной торговой площадке "Грузовые перевозки" ОАО "РЖД". Мы рассматриваем площадку как новый канал продаж, соответственно, планируем взаимодействие с Центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО "РЖД" в рамках ЭТП для того, чтобы использовать эту новую для нас технологию продажи услуг.

– Работает ли GEFCO с нестандартными грузами, к примеру с негабаритными или опасными? Какие специальные сервисы может предложить компания для их перевозки?– В этом плане хорошим примером является как раз упомянутое наше сотрудничество с Ferronordic Machines в формате 4PL. География очень разнообразна – это перевозки по всему Дальнему Востоку, в Южно-Сахалинск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Якутию, Северный Урал и в другие регионы. Очень много негабаритного груза, и сейчас у нас наблюдается достаточно уверенный рост таких перевозок в Дальневосточном и Сибирском регионах. Здесь, как правило, реализуются сложные мультимодальные перевозки с использованием разных видов транспорта. Еще один интересный пример – перевозка на Эгвекинот (Чукотка). Навигация здесь осуществляется только в июне и июле. Груз – оборудование для нефте- и золотодобывающих предприятий – доставили из Санкт-Петербурга по железной дороге в порт Владивосток, далее он идет морским транспортом до пункта назначения. Примечательно, что по железной дороге груз доехал в порт за 18 суток. Учитывая, что это была одиночная отправка, можно сказать, что скорость прохождения Транссиба продолжает расти, как и привлекательность перевозок по этой магистрали. Далее мы осуществили перевалку в рамках северного завоза – очень важно было попасть в нужный временной интервал. Если пропустить одно судно, будет второй шанс, если пропустить второе, то следующего фрахта придется ждать до будущего года.

– С точки зрения логистики есть в РФ регионы, доставка груза в которые вызывает трудности для перевозчика? И каким образом удается преодолеть такие ограничения?– Действительно, есть ряд непростых регионов, при этом расстояния – далеко не самая главная проблема. Где-то существует нехватка инфраструктурных мощностей, где-то нас ограничивают климатические особенности. Сейчас наблюдается достаточно высокий спрос на технику для угольной отрасли, в том числе в связи с ростом рынка угля. Соответственно, большие объемы техники направляются в район Кузнецкого угольного бассейна, в Якутию, Хабаровский край и Амурскую область. Впрочем, если с перевозками на Кузбасс трудностей практически не возникает, то при перевозках в другие регионы в зимнее время приходится пользоваться специализированными дорогами – зимниками. Здесь очень важно рассчитать правильную нагрузку перевозимого груза на технику, грамотно соотносить стоимость и время доставки. В таких случаях мы часто комбинируем перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом. Например, наша команда осуществляла грузоперевозку из Владивостока в Усинск (Республика Коми). Как ни парадоксально, до Ухты груз шел автотранспортом, а уже потом мы его перегрузили на железную дорогу. Принято наоборот – основную часть пути везти железнодорожным транспортом, а "последнюю милю" – автомобильным. Однако конкретно в этом случае выгоднее была именно такая схема. Одним из примеров международной перевозки в области негабаритных перевозок может являться доставка талевых канатов из Китая в Ямало-Ненецкий автономный округ за 31 день, что является вполне позитивным результатом.

– Планирует ли GEFCO развивать терминальные мощности? Где было бы наиболее перспективно их расположить?– В этой области мы достаточно молодая компания,сравнительно недавно начали предоставлять клиентам – промышленным компаниям – терминальные услуги в серьезных масштабах. Первый такой опыт мы приобрели в 2015 году, когда стартовал наш совместный проект с одним из крупнейших российских нефтяных холдингов в Ноябрьске (Ямало-Ненецкий автономный округ), реализованный на базе инфраструктуры Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом. Изначальные параметры площадки претерпели достаточно серьезные изменения, чтобы ее уровень был удобен для использования и подходил под все стандарты качества одной из лидирующих мировых нефтегазовых компаний. Здесь предъявляются серьезные требования и к охране труда, и к экологическим стандартам. Нам эта тема достаточно близка – мы по всему миру организовали большое количество площадок, соответствующих всем строжайшим международным требованиям в этих сферах. Отмечу также, что большое внимание вопросам экологии мы уделяем на глобальном уровне, охрана окружающей среды входит в блок управления качеством компании GEFCO – GEFCO Management System. В этом блоке рассматривается не только охрана окружающей среды, но и непосредственно качественное управление предприятием, услугами, развитие персонала и многое другое.Мы планируем и дальнейшую работу в рамках этого проекта, сформировав новый продукт – "GEFCO-терминал", который включает в себя хранение, обработку и транспортировку грузов примерно в 100 локациях по всей России. Сотрудничество с тем же клиентом мы продолжили, организовав новую площадку уже в Барабинске (Новосибирская обл.), а сейчас запускается в промышленную эксплуатацию площадка в Оренбурге.Другой пример в области терминальных услуг – консолидация грузов для группы строительных компаний. Эти работы мы проводим в Москве, на грузовых дворах Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО "РЖД" и затем с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта, а также паромных переправ мы эти грузы перевозим, помимо прочего, на Крайний Север – в Салехард.

– В марте GEFCO начала расширять присутствие на российском рынке услуг хранения и грузовой переработки. Уже можно подвести какие-то итоги?– В 2016 году на Петербургском экономическом форуме ОАО "РЖД", GEFCO и "Северсталь" подписали трехстороннее соглашение о взаимодействии в области логистики. Согласно этому документу мы должны оптимизировать текущие потоки, найти решения, которые позволили бы ускорить и удешевить доставку продукции "Северстали" до конечного потребителя. На одном из маршрутов мы предложили комбинированное решение, состоящее из железнодорожной перевозки, кросс-дока и автомобильной доставки, с привлечением к этой задаче Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО "РЖД". Грузы мы консолидируем на складе в Череповце и отправляем по железной дороге в Санкт-Петербург. Далее идет перегрузка, и "последнюю милю" продукция "Северстали" едет на автотранспорте. Это решение позволило клиенту в полном соответствии с соглашением сократить как стоимость, так и время доставки грузов.Также есть позитивный опыт работы с автопромышленными компаниями по перевозке грузов в форматах Just in time – "точно в срок" и Just in sequence – "точно в нужной последовательности". Для клиентов проводим тщательный анализ, замеряем хронометраж рейсов. Как правило, это работает на внутригородских доставках по Санкт-Петербургу, Тольятти и Калуге на заводы автопроизводителей или на маршрутах Санкт-Петербург – Тольятти и Москва – Тольятти. Здесь мы задействуем в большей степени автомобильный транспорт.

– Какие IT-решения вы используете для уменьшения времени простоя и отслеживания маршрута следования грузов?– Примерно треть своих средств Группа GEFCO направляет на развитие IT-систем. Цель заключается в создании дополнительной мотивации для наших клиентов. На сегодняшний день такие решения позволяют в том числе предоставлять клиентам всю информацию о состоянии грузовых потоков на каждой стадии транспортировки. Есть система, которая позволяет отслеживать и управлять морскими перевозками, есть информационная система, позволяющая автомобильным дилерам размещать онлайн-заявки на автотранспорт, и т.д.Отдельно хотелось бы отметить, что в этом году мы планируем внедрить информационную систему управления железнодорожными перевозками – она будет интегрирована с системами РЖД и позволит нам отслеживать местоположение грузов и прогнозировать ситуацию на 10 суток вперед. Предполагается, что система стартует в третьем-четвертом квартале этого года. Эти системы разрабатываются как внешними компаниями, так и нашими силами. К примеру, инструмент, позволяющий отслеживать грузы на каждой из стадий транспортировки, разработан нашим IT-департаментом. Названия таких решений ничего не скажут – они используются исключительно внутри нашей компании. Но все они ориентированы на то, чтобы, во-первых, для клиентов взаимодействие с нами было максимально упрощено, а во-вторых, мы сами работали бы быстрее, так как скорость – наш главный ресурс.4PL-провайдер – это компания-подрядчик или совместное предприятие с грузовладельцем, выступающее посредником между производителем и одним и более ее партнерами, имеет высокую степень вовлеченности в бизнес-процессы клиента. Такая компания выступает в качестве единого соединительного звена между клиентом (например, производителем) и различными провайдерами логистических услуг, управляет всеми процессами цепи поставок клиента, включая курьерские, экспедиторские и складские услуги. Также 4PL-провайдер может управлять и 3PL-провайдерами, услугами которых пользуется его клиент. Многие 4PL-провайдеры предоставляют даже специализированное программное обеспечение в качестве единого интерфейса для работы с различными компаниями в цепи поставок клиента.

GEFCO (Les Groupages express de Franche-Comte) – одна из крупнейших российских и европейских логистических компаний. Изначально создавалась, как оператор 3PL-услуг (стандартный сервисный набор – транспортировка товара, складирование, сквозное складирование, техническое управление складскими запасами, упаковка и экспедирование грузов) для Группы PSA (Peugeot Citroen Automobiles). В настоящее время 75% акций GEFCO контролирует ОАО "РЖД", в распоряжении PSA 25-процентный пакет ценных бумаг (российская железнодорожная госкомпания приобрела актив у PSA в 2012 году за 800 млн евро).

Оборот логистического провайдера за 2016 год составил 4,228 млрд евро против 4,174 млрд евро годом ранее (+1,3%). В отчете компании за 2016 год отмечается, что росту оборота способствовало устойчивое развитие европейского автомобильного рынка, а также фокусирование на наших целевых клиентах. Показатель EBITDA по итогам 2016 года вырос до 172,8 млн евро по сравнению с 130,8 млн евро в 2015 году (+32,1%). Столь значительное увеличение рентабельности, говорится в отчете, является результатом оптимизации управления закупками и усилий по снижению постоянных затрат в рамках инициированного в середине 2014 года плана сокращения затрат наряду с бизнес-моделью "без активов".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.08.2017