26-08-24 / 2024
Новости отрасли
НЦТЛП: месяц в эксперименте

Эксперимент по использованию национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП) начался 1 августа, закончится уже в июне 2025. Однако как рассказали РЖД-Партнеру участники эксперимента пока рано говорить о первых итогах. На цифровизацию транспорта, как оказалась, влияет, в том числе, и график отпусков.

Кассовый разрыв

Груз нуждается в сопровождающем, это заявляет Игорь Белов, директор по стратегии и развитию компании "Евросиб". С его слов роль сопровождающего выполняет экспедитор: он строит маршрут по передвижению из пункта А в пункт Б с учетом терминалов, холодильников и складов.

"Груз из пункта А в пункт Б может идти напрямую: так бывает, но редко. В современной транспортной реальности логистическая цепочка сложнее, и груз передают от одного перевозчика другому, и даже перегружают из одного контейнера в другой. Его проверяют таможни и, например, санитарные врачи разных стран. Поэтому сейчас к грузу прилагается огромный пакет документов. Пока – бумажных", - говорит он.

Экспедитор собирает их с учетом требований принимающей и передающих сторон, он же заключает договоры с перевозчиками, и он же вносит предоплату всем сторонам, задействованным в перевозке. Далее, после окончания операции по доставке груза, экспедитор отдает грузополучателю и грузоотправителю пакет закрывающих документов, подтверждающих факт доставки груза. Каждый маршрут уникальный и разрабатывается вручную, подчеркивает Игорь Белов. Но, удивительно, главная сложность не в построении логистического маршрута, а именно в сборе этого самого пакета документов. Со слов Белова, мало собрать сопроводительные документы "туда", надо еще собрать их "обратно": если в логистической цепочке задействовались несколько перевозчиков, то экспедитор подтверждающие документы может собирать месяцами. А это значит, полный расчет за перевозку экспедитор может получить даже не через месяц после окончания работы.

"То есть экспедитор везет за свой счет, а потом, самостоятельно и за свой счет, собирает документы. Иногда – более сорока дней. Столь долгий срок отсрочки ведет к кассовым разрывам. А эти кассовые разрывы для экспедитора, особенно для небольшого – это как разрыв сердца. Да, бизнес может работать в убыток, но кассовый разрыв – это инфаркт для бизнеса, он умирает сразу же", - описывает он процесс.

Оцифровка бумажного пути

Участники рынка перевозок заявляют, сейчас для оформления грузовых железнодорожных перевозок во внутреннем сообщении необходимо 30 бумажных документов, для морской перевозки – 57, а для автомобильной – всего 27. Можно еще меньше, но тогда груз надо вести по воздуху, авиаторы требуют всего 9 циркуляров. Впрочем если вести груз авиатранспортом в международном сообщение, то необходимо подготовить в два раза больше, 18 документов, а если морским транспортом, то еще больще – 68. Хороший экспедитор, подчеркивает Белов, собирает пакет подтверждающих услугу перевозки груза документов и не тратит на это ни силы операторов, ни силы грузовладельцев и перевозчиков. Отличный экспедитор делает это так, чтобы груз не стоял на погранпереходах и, например, железнодорожных станциях.

"Подчеркну, собрать перевозочные документы в формате, удобном для государства. Иногда в процесс оформления документов вмешивается "творческая бухгалтерия", которая требует переименования услуг и расстановки аббревиатуры", - рассказывает он.

К оформлению сопроводительный бумажных перевозочных документов свои особенные требования: одни ждут синей печати, другой – подписи на всех листах. Даже процесс передачи груза от одного перевозчика бухгалтерия называют по-разному одни – погрузкой, другие – отгрузкой, одни пишут с заглавной буквы, другие – курсивом. Участники рынка этот вид бумажного творчества называет работой белки: человек из одной электронной формы вносит данные в другую электронную форму. Хотя именно такой процесс и принято сейчас называть цифровизацией. Чтобы уберечь участников рынка от кассовых разрывов, уничтожить белок как класс и лишиться остановок на стыках мультимодальных маршрутов "Евросиб", а также ООО "ДелоТех" (входит в Группу компаний "Дело"), Ассоциация "Цифровой транспорт и логистика", Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики, ООО "С7 КАРГО", ПАО "ДВМП", ЗАО "Рустранс-спедишн", АО "Объединенная транспортно-логистическая компания - Евразийский железнодорожного альянса" объединились в разработке и создании Национальной цифровой транспортно-логистической платформы РФ (НЦТЛП). Она, по задумке участников рынка, должна перевести перевозку в цифровое пространство. То есть все документы, согласно поставленной цели, будут собираться в автоматическом режиме: целевые показатели, заявленные Минтрансом, предусматривают обработку 3 млрд электронных перевозочных документов ежегодно, а значит, трудоемкость на оформление документов снизится на 70%, и на 10% повысится производительность труда. Подсчитано, Нацплатформа получит 3 млн активных пользователей, которые обеспечат 3 млн запросов ежесуточно.

Бизнес строит Нацплатформу

Бизнес вошел в цифровой эксперимент месяц назад. На самом деле эксперимент идет не месяц, добавляет Владимир Коростелев, представитель ассоциаций морских агентов Калининграда, Санкт-Петербурга и Юга России, директор проекта Single Window группы "Морской Экспресс". Оо о Национальной платформе, как о системе, которая избавит перевозчиков от макулатуры, бюрократии и повысит скорость грузоперевозок, говорит последние лет семь. Современное состояние рынка транспортных услуг характеризуется отсутствием единой системы управления и контроля транспортными и грузовыми потоками на территории Российской Федерации, об этом РЖД-Партнеру Владимир Коростелев рассказывал еще в 2023 году. Тогда он объяснял: с одной стороны стоят участники рынка, с другой – госорганы. И, если верить Коростелеву, то госорганы ничего не знают ни про участников рынка, ни про схемы, по которым они перевозят грузы. Более того, госорганы ничего не знают и про грузы, которые перевозят из точки А в точку Б участники рынка. В Минтрансе согласились. В конце 2023 года здесь признались, единой верифицированной и актуальной базы объектов транспортно-логистической инфраструктуры и их возможностей – как минимум российских, как максимум ЕАЭС – нет. Впрочем, нет и возможности мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния и уровня загрузки объектов транспортной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла, об этом сообщается в презентации (есть в распоряжении РЖД-Партнера). Минтранс в документе признал как административные барьеры, так и отсутствие механизмов "единого окна" и необходимость участников рынка разбираться в громоздком бумажном документообороте. По мнению Минтранса единая Нацплатформа нужна для наращивания грузопотока. А для этого необходимо не столько строительство инфраструктуры, сколько снятие ограничений на таможне и разногласий в страновом регулировании внешнеторговых потоков.

"Сказать что эксперимент идет – трудно, только-только наступили юридические обоснования для проведения эксперимента. Участники вошли в эксперимент, утверждены рекомендации и форма заявления, которая подается в Минтранс. Но время сейчас – отпусков, первые итоги надо ждать уже в сентябре", - продолжает он.

Участники эксперимента входят добровольно Оператор цифровой платформы в рамках эксперимента – Минтранс России. Потенциальные пользователи НЦТЛП, согласно презентации Минтранса, – не только местные, региональные и федеральные органы исполнительной власти и контрольно-надзорные органы, но и грузовладельцы, экспортеры и импортеры продукции всех отраслей экономики, а также представители транспортно-логистического бизнеса и производители транспортных средств и оборудования. Минтранс в числе пользователей Нацплатформы видит и производителей строительных материалов, топлива для транспортных средств, а также банки, финансовые, лизинговые и страховые компании. В числе потенциальных пользователей перечислении госкомпании, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации.

Нацплатформа начнет работу в 2028, в полную силу. Для ее успешного внедрения необходимо обеспечить готовность компаний к цифровой трансформации, разработать нормативную базу, и гарантировать безопасность данных, об этом РЖД-Партнеру рассказывает Михаил Коптев, коммерческий директор федеральной транспортной компании "Скиф-Карго"

"На мой взгляд, НЦТЛП важна для повышения эффективности логистических операций, а именно: снижения затрат, ускорения доставки, минимизации рисков. Платформа поможет в цифровизации отрасли: создании единого информационного пространства, внедрении новых решений. Необходимо, чтобы НЦТЛП была максимально открытой, удобной и доступной для всех участников логистического рынка, защищенной от киберугроз", – заключил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер26.08.2024