06-03-17 / 2017
Новости отрасли
Невыездная мука

Сельхозпроизводители Казахстана требуют снизить железнодорожные тарифы.

Представители аграрного бизнеса ведущего зернопроизводящего региона Казахстана – Костанайской области – обратились к депутатам парламента с жалобой на высокие железнодорожные тарифы на перевозку продуктов перемола.

Производители продуктов перемола из Костанайской области, инициативную группу которых возглавил генеральный директор ТОО "Ассалия" Дулат Шаяхметов, обратились к региональным депутатам нижней палаты парламента Республики Казахстан – Маджлиса Тарасу Хитуову и Ирине Смирновой с просьбой принять меры по снижению тарифов на перевозку сельскохозяйственной продукции по железной дороге.

Политики и бизнесмены смогли обсудить проблему в ходе встречи, состоявшейся в феврале в Палате предпринимателей Костанайской области.

Представители агробизнеса считают, что национальный перевозчик АО "НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ) непомерно повышает расценки на транспортировку продукции и использует посреднические схемы, что, в свою очередь, также ведет к повышению транспортных расходов сельхозпроизводителей. К числу посредников мукомолы отнесли, в частности, дочерние компании КТЖ: АО "Казтемиртранс" и АО "КТЖ Экспресс".

Кроме того, в ряде случаев производителей муки вынуждают платить за возврат порожнего парка. Пожаловались мукомолы и на ставший традиционным дефицит подвижного состава под погрузку продукции. По оценкам производителей, за последние пять лет расходы на перевозку готовой продукции по железной дороге возросли более чем на 170%, что делает агробизнес на территории региона нерентабельным.

Дулат Шаяхметов отметил, что экспорт муки из региона за последний год резко сократился, виной тому не качество продукции, а транспортные расходы, которые делают переработанное зерно неконкурентоспособным. "Если еще пять лет назад фирма тратила на услуги порядка 500 млн тенге ($1,6 млн), то уже сегодня сумма составляет 1 млрд 700 млн ($5,4 млн), – конкретизировал претензии директор ТОО "Ассалия". – Как выяснилось, с некоторых пор между КТЖ и производителями возникло еще одно звено – "Казтемиртранс", который арендует вагоны у национального перевозчика и берет с мукомолов деньги за субаренду этих вагонов, постоянно повышая тарифы".

Недовольство мукомолов вызвал и рост локомотивной составляющей в тарифах КТЖ. Руководитель ТОО "Казторгтранс" Халилулла Гран Ака отметил, что стоимость тяги одного вагона с мукой только за январь 2017 года выросла более чем на три тысячи тенге ($9,6).

Директор Палаты предпринимателей Мурат Абенов порекомендовал недовольным мукомолам использовать возможности для совершенствования правовой базы и внести свои предложения по урегулированию тарифов в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен". Депутаты также ограничились предложением внести свои пожелания в проекты нормативных актов, которые рассматривает Маджлис.

Заместитель директора Палаты предпринимателей Геннадий Кукоба сообщил, что обозначенная аграриями проблема не новая, в прошлом году тема роста тарифов неоднократно обсуждалась на площадке НПП "Атамекен" с участием обеих сторон – и мукомолов, и железнодорожников. "В "КТЖ – Грузовые перевозки" объясняют повышение тарифов увеличением собственных расходов, подорожанием дизтоплива, необходимостью модернизации парка. Но ведь и бизнес будет вынужден увеличивать себестоимость своей продукции, поскольку в нее заложены тарифные расходы. А это скажется на рядовых потребителях. Сейчас Национальная палата пытается найти обоюдовыгодное решение этой проблемы, – рассуждает Геннадий Кукоба. – КТЖ презентовали программу по реформированию отрасли. Но не было названо ни цифр, ни обоснований увеличения тарифов. Если наши региональные экспортеры потеряют рынок из-за повышения тарифов, это скажется на сельском хозяйстве Костанайской области. Нужно найти какую-то золотую середину, чтобы договориться обоюдовыгодно".

Вероятно, сторонам придется искать компромисс, так как стабильная работа агропроизводителей региона важна для республики в целом. "Костанайская область – один из основных зерносеющих регионов Казахстана, показатели по сбору зерновых в 2016 году в регионе достаточно высокие – порядка 5 млн тонн. Качественный сервис востребован грузовладельцами, заинтересованными в перевозке зерна и продуктов перемола как внутри Казахстана, так и по среднеазиатскому, азербайджанскому и другим направлениям", – считает начальник отдела маркетинга АО "Астык Транс" Еркен Алимкулов.

В Костанайском филиале КТЖ частично согласились с доводами агропроизводителей и сообщили, что надеются ликвидировать дефицит подвижного состава, прежде всего для мелких и средних грузовладельцев, для которых данная проблема стоит наиболее остро. "Доля вывозимого субъектами малого и среднего предпринимательства из региона зерна и продуктов перемола в общем объеме регионального экспорта довольно высока, – пояснили в филиале, – а общие объемы по данным видам грузов существенны. По итогам 2015 года погрузка на станциях отделения дороги составила порядка 2,8 млн тонн зерна и свыше 0,89 млн тонн продуктов перемола. Разумеется, в КТЖ заинтересованы в сохранении грузовой базы". В филиале железной дороги надеются частично преодолеть проблему за счет деятельности открытого два месяца назад регионального сервисно-информационного центра КТЖ, ориентированного прежде всего на обслуживание субъектов малого и среднего бизнеса по принципу единого окна.

В Костанайском филиале "КТЖ Экспресс" считают, что часть претензий аграриев направлена не по адресу, так как руководство национального перевозчика – КТЖ – не может давать ценовые рекомендации арендаторам вагонов. "Отдельные грузоотправители используют парк чужих железнодорожных администраций, инвентарный парк. Значит, и повышение обусловлено тем, что на территории других железнодорожных администраций действуют свои тарифы, которые растут, – прокомментировал директор Костанайского филиала "КТЖ Экспресс" Конусбек Матжанов. – Мы принимаем ряд мер, связанных со сдерживанием цен на перевозки муки. В частности, мы предлагаем грузоотправителям заключать долгосрочные контракты по использованию парка вагонов. Уменьшение тарифа на перевозку муки также возможно".

В настоящее время претензии костанайских аграриев не урегулированы. Стороны договорились провести консультации в расширенном составе с привлечением представителей КТЖ и задействованных в перевозках продуктов перемола дочерних обществ национального перевозчика.

Тем временем крупнейший в Казахстане оператор, специализирующийся на перевозках зерна и продуктов перемола, – АО "Астык Транс" (КТЖ в 2017 году вышли из состава акционеров "Астык Транс"), – принял решение о снижении с 1 марта 2017 года стоимости предоставления вагонов до 5% во внутриреспубликанском сообщении и до 20% в экспортном направлении в зависимости от дальности маршрута. В компании указывают, что проблема дефицита парка может быть решена. "Имеющийся парк АО "Астык Транс" позволяет обеспечить своевременную и бесперебойную подачу порожних вагонов на заявленные грузоотправителями станции погрузки", – сообщили в компании.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152006.03.2017