21-09-15 / 2015
Новости отрасли
Нет предела совершенствованию

РОССИЙСКИЕ ПОРТЫ РЕАЛИЗУЮТ ПРОГРАММЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ

Углубляющийся экономический спад в стране не повлиял на активность отечественных стивидоров. Будучи уверенными, что сокращение погрузки в отдельных товарных группах сменится ростом, портовики продолжают реализацию инвестиционных проектов, направленных на увеличение мощности перевалки.

В настоящее время в портах стабильно растет экспорт нефти и нефтепродуктов, не падает отгрузка металла, руды и удобрений. Специализированные на данных видах грузов морские гавани могут позволить себе закупать новую технику и оборудование без каких- либо ограничений. Впрочем, и универсальные порты не сильно стеснены в средствах вследствие того, что портовые услуги оплачиваются в валюте и при росте курса доллара их рублевый эквивалент увеличивается.

Курс на обновление

За семь месяцев текущего года грузооборот морских портов России увеличился на 3,2% к прошлому году - до 379,9 млн тонн, в том числе сырой нефти было экспортировано 117,8 млн тонн (+5,9%), нефтепродуктов - 86,1 млн тонн (+5,4%), сжиженного газа - 7,4 млн тонн (+1,1%) и угля - 68,8 млн тонн (+3%). Также прибавила перевалка: черных металлов - на 12,9%, до 15,8 млн тонн. Паромные перевозки и вовсе подскочили в 1,7 раза - до 9,1 млн тонн, минеральных удобрений - на 2,2%, до 8,9 млн тонн, руды - на 5%, до 3,5 млн тонн, лесных грузов - на 11,1%, до 3,1 млн тонн и цветных металлов - на 19,8%, до 2,2 млн тонн.

Напомним, что цены на стивидорные услуги в России установлены в долларах. С начала 2013 года в рублевом выражении они выросли более чем в два раза, так как курс американской валюты поднялся с 30 до почти 70 рублей за доллар.

В прошлом году грузоотправители потребовали перевести тарифы на стивидорные услуги в рубли, однако Минтранс и ФСТ поддержали портовиков, выступивших резко против смены валюты расчетов. Одним из аргументов было как раз приобретение за рубежом дорогостоящей техники и обслуживающих судов. Действительно, по данным Минтранса в 2014 году за счет модернизации старой инфраструктуры, строительства новых мощностей и обновления техники портовые мощности России увеличились на 22,5 млн тонн. В текущем году прирост грузооборота продолжается, соответственно у компаний есть средства для модернизации терминальных активов. По данным участников рынка, в настоящее время многие стивидорные компании входят в вертикально-интегрированные холдинги, занимающиеся экспортом сырья, и не испытывают дефицита финансовых ресурсов.

Северо-Западный бассейн

На Балтике большинство морских портов работают на новом оборудовании, закупки которого шли все последние годы и активно продолжаются до сих пор.

Как отмечают в "Морском порту Санкт-Петербург" (МПСПб, входит в UCLH Владимира Лисина), в первом полугодии 2015 года на обновление перегрузочной техники и модернизацию портовой инфраструктуры направлено 31,9 млн рублей. "Компания приобрела вспомогательное оборудование для грузозахватных приспособлений, специализированное устройство для перегрузки минеральных удобрений и автомобильные весы для взвешивания накатных грузов", - сообщают в пресс-службе порта. Помимо закупки оборудования в порту были выполнены работы по реконструкции систем горячего и холодного водоснабжения и установлены устройства пожарной автоматики на трансформаторных под станциях. Для сравнения, в прошлом году на реализацию программы развития порта было направлено 367,4 млн рублей, что на 40% больше, чем в 2013 году. Из них 270 млн рублей пошли на модернизацию портовой инфраструктуры и техническое перевооружение терминалов, остальные 97,4 млн рублей составили лизинговые платежи за приобретенное оборудование в рамках обновления парка перегрузочной техники.

В порту Высоцк модернизацию успели провести до обрушения рубля. В частности, стивидорная компания "Порт Высоцкий" в 2009-2011 годах за счет дноуглубления, реконструкции причалов, внедрения новой техники и технологий увеличила мощность терминала с 3 до 7 млн тонн в год. К угольному причалу в настоящее время могут пришвартоваться суда класса Panamax дедвейтом 85 тыс. тонн, в результате "Порт Высоцкий" отправляет уголь в Италию, Испанию и другие средиземноморские страны, тогда как раньше более мелкие поставки осуществлялись только в соседние страны на Балтике.

В ходе обновления техники стивидоры порта получили два буксира, построенных на вьетнамской верфи судостроительной компании Damen. Для разгрузки вагонов с углем были приобретены гидравлические перегружатели Mantsinen 120, изготовленные в Финляндии. Также было куплено новое конвейерное оборудование и краны. Благодаря новой технике стивидоры ставят рекорды по объему перевалки. Так, в августе текущего года за сутки было выгружено 290 вагонов с углем, что является абсолютным максимумом компании.

В Усть-Луге в январе-июне 2015 года на развитие производственных мощностей "Универсального перегрузочного комплекса" (УПК, входит в UCLH) направлено 10,6 млн рублей. В частности, был приобретен мобильный кран Liebherr-420 на пневмоходу грузоподъемностью 124 тонны. По словам генерального директора "Морского торгового порта Усть-Луга" Михаила Таланенко, это самая последняя модель в линейке мобильных портовых кранов, плюс он адаптирован под работу в зимних условиях.

Южный бассейн

Черноморские стивидоры не уступают балтийским в темпах обновления терминальной инфраструктуры, тем более что собственник у некоторых из них один и тот же. Так, Туапсинский морской торговый порт (ТМТП, входит в UCLH) увеличил финансирование программы развития в 2015 году почти в 2 раза - с 309,2 млн до 589,5 млн рублей. В частности, предусматривается приобретение нового перегрузочного оборудования и машин внутрипортовой механизации, развитие портового флота за счет строительства нового многоцелевого бункеровочного судна, модернизация грузовых районов порта. По словам управляющего директора ТМТП Юрия Матвиенко, с 2013 года половина парка подвижных площадок, используемых для перевозки груза и дальнейшей загрузки судов методом наката, - российского производства. В перспективе в этом сегменте планируется полностью перейти на отечественное оборудование. "Заменить все большегрузные краны зарубежного производства российскими пока сложно, однако мы используем мощное и опробованное временем оборудование петербургской компании "СММ" краны "Витязь" и "Аист", - говорит Матвиенко.

В Таганрогском морском торговом порту (ТМТП), который также входит в империю UCLH, на развитие портовой инфраструктуры в текущем году было направлено 6,2 млн рублей. Основная часть средств выделена на модернизацию и обновление оборудования на нефтеналивном терминале. В частности, завершены начатые в прошлом году работы по газификации теплоэнергетической системы. Кроме того, выполнены строительно-монтажные и пусконаладочные работы по установке второго стендера для слива и налива нефтепродуктов в танкеры, что позволит расширить перечень модификаций нефтеналивных судов, которые могут быть обработаны пор том. Установка для разогрева и слива вязких нефтепродуктов из вагонов сократит время обработки цистерн, а новый вилочный автопогрузчик SMV грузоподъемностью 28 тонн оптимизирует внутрипортовые операции.

Новороссийский морской торговый порт также готовится запустить масштабный проект реконструкции и модернизации перевалочных мощностей. По словам руководителя коммерческой дирекции группы НМТП Андрея Гарнухина, до конца текущего года планируется обновить около половины перегрузочного оборудования, а к 2020 году предусмотрено создание специализированных мощностей, позволяющих увеличить ежегодный грузооборот на 5 млн тонн по зерновым грузам и настолько же по химическим, а также расширить возможности по перевалке контейнеров. Кроме того, на базе Новороссийского судоремонтного завода проектируется комплекс по перевалке навалочных грузов объемом до 10 млн твг. Всего к 2020 году НМТП планирует увеличить грузооборот на 29 млн тонн в год. В частности, рост перевалки произойдет за счет реконструкции зернового комплекса на пристани № 3 и мощностей Новороссийского зернового терминала с увеличением грузооборота на 2 млн тонн в год. Также планируется создание терминала для минеральных удобрений мощностью до 5 млн тонн в год на Восточном пирсе порта и специализированного перегрузочного комплекса для обработки навалочных грузов мощностью до 10 млн твг. Кроме того, предусматривается расширение контейнерного терминала "Новорослесэкспорта" с 300 до 500 тыс. TEU в год. "Общий объем частных инвестиций предполагается в размере 30-35 млрд рублей. Еще 14 млрд рублей требуется на реконструкцию объектов федеральной собственности: причалов и подходных каналов", - говорит гендиректор НМТП Султан Батов.

Отметим, что в мае текущего года НМТП провел тендер по проекту "Реконструкция и модернизация Новороссийского морского порта". Согласно условиям технического задания, разработчику необходимо будет определить перспективы и технические возможности наращивания перегрузочных мощностей группы НМТП, разработать схемы перспективного развития группы в порту Новороссийск и подготовить обосновывающие материалы для представления в Росморречфлот. Победителем тендера стала компания ЗАО "ГТ Морстрой", которая к октябрю должна представить альтернативные варианты развития НМТП, основываясь на долгосрочной стратегии развития группы. Победитель попросил за свою работу 12 млн рублей, тогда как запросы других участников были значительно выше - ООО "Морстройтехнология" хотела 29,5 млн рублей, ОАО "Союзморнии- проект" - 62 млн рублей.

Как отмечают в НМТП, одной из основных задач на ближайшие годы станет дноуглубление у всех причалов порта в среднем до осадки 15 м, а у причала терминала навалочных грузов - до 18-19 м. Это связано с тем, что в настоящее время многие суда не могут заходить на терминалы НМТП и вынуждены разгружаться в Турции.

Дальневосточный бассейн

На Тихом океане планирует начать модернизацию порт Ванино. Так, в июле текущего года объявлен запрос предложений на выполнение проектных и строительных работ по объекту "Техническое перевооружение площадки производственно-погрузочного комплекса № 3 порта Ва- нино". Общая стоимость работ составит 35 млн руб. Срок выполнения - до 31 июля 2016 года. Напомним, что через Ванино идет лес, уголь и другие навалочные грузы в страны АТР.

"Мечел" проводит модернизацию порта Посьет общей стоимостью 5 млрд рублей. В частности, было куплено немецкое углеперезагрузочное оборудование стоимостью около 30 млн евро. На очистные сооружения было выделено 74 млн рублей, на искусственное воспроизводство и выпуск водных биоресурсов - свыше 9 млн рублей. Также более 45 млн рублей было направлено на инженерно-экологические исследования и мониторинг окружающей среды. В прошлом году перевалка угля в Посьете выросла более чем на 22% - до 5 млн тонн. Проект тех- перевооружения предполагает увеличение этого показателя до 7 млн тонн.

"Восточный порт" также активно наращивает перевалку и строит новые мощности. С 2005 года его объемы экспорта каменного топлива выросли почти в два раза - с 12 млн тонн в 2005 году до 21,8 млн тонн в 2014-м. На сегодняшний день в структуру порта входят два производственно-перегрузочных комплекса: первый - угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки на 14,2 млн тонн в год (был введен в 1995 году), второй - универсальный производственно-перегрузочный комплекс специализируется на грейферной перевалке угля, его мощность составляет 3 млн тонн в год (был введен в 1978 году). С 2012 года идет строительство третьей очереди специализированного угольного комплекса, который к 2017 году даст прибавку грузооборота в 10 млн тонн. По словам управляющего директора "Восточного порта" Анатолия Лазарева, общая стоимость проекта составляет около 15 млрд рублей (см. интервью с ним в "Транспорте" № 3, 2015 г.).

"Восточный порт" продолжает реализацию масштабной программы развития

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт21.09.2015