На прошлой неделе стало известно, что ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) задумалось об отмене тарифных скидок на перевозки зерна на 2019 год. Причиной стало сокращение объема перевозок. Как подсчитали в РЖД, в самый "горячий" сезон начала осени пошло весомое снижение перевозок зерна к уровню 2017 года. Эту информацию поведал прессе Алексей Шило – директор РЖД по коммерческой деятельности. Топ-менеджер сослался на официальное письмо Минсельхоза, в котором ведомство предупредило РЖД о снижении урожая из-за климатических условий. А.Шило напомнил о нюансах сотрудничества – есть достаточный объем перевозок – есть скидки. Еще в августе в РЖД собирались давать скидку на 10 лет, при условии гарантии роста объемов. Сентябрь показал неурожайность года, снижение динамики перевозок – задумались об отмене. Однако российские зерновики отнеслись к новости скептически.
Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут в интервью нашему изданию подтвердил текущий низкий урожай 2018 года – 107 млн тонн - это намного ниже, чем в 2017 году. Однако он напомнил о поставленной правительством РФ задаче: повысить экспорт зерна. По мнению эксперта, "урезание" скидок сыграет на поставках, и труднодоступные зерновые пашни станут еще менее доступны.
"В нынешних условиях, действительно, эти скидки РЖД субсидировать не резонно. Я считаю, созрела необходимость создания стабильных постоянных льготных условий на перевозки. Иначе, проблема "медвежьих" сибирских зерновых угодьев так и останется острой. Там ситуация хроническая – снижение поставок. А снижение поставок лишает интереса сельхозпроизводителей производить. Да, в этом году перевозок будет меньше, но это не значит, что они должны стать нам безразличны", - отметил Александр Корбут.
К слову, неурожайность 2018 года не кажется такой уж весомой, если посмотреть на цифры прошлых лет. Следует учитывать, что 2017 год был рекордным за всю историю – было собрано 135,4 миллиона тонн, из них 85,9 миллиона тонн пшеницы. В 2016 году урожайность составляла 120,7 миллиона тонн. То есть, 2018 год идет на контрасте с самым рекордным урожаем столетий. Да, текущий уровень сбора ниже, чем в последние два года, но на порядок выше урожаев, собранных на просторах России в постсоветские годы.
Ряд экспертов выдвигает другую версию снижения интенсивности перевозок, не имеющую отношения к показателю урожайности.
Собеседник нашего журнала, пожелавший остаться анонимным, является представителем транспортной компании, доля перевозок зерна у которой составляет 40%. Представитель высказал мнение, что сокращение перевозок происходит и по причинам, не относящимся к урожайности.
"У РЖД есть проблема с оборотом вагонов, конкретно в нарушении сроков доставки груженых и порожних вагонов. В связи с этим количество вагоноотправок чуть ниже, чем в прошлом году. Условно, на порты вагоны не заезжают. Также, существует проблема применения портами затяжных решений на отгрузку в определенных направлениях, ввиду неблагоприятных погодных условий. Чаще всего конвенции вводит порт Новороссийск", - считает представитель транспортной компании.
Остальные транспортные компании и корпорации, напрямую относящиеся к зерновому бизнесу, не смогли дать оперативные комментарии.
Напомним, РЖД установило скидку в 10,3% на перевозки различных видов зерна (пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, рис, гречиха, бобы, горох, фасоль) с 13 субъектов РФ. Ранее срок скидки истекал 30 июня. Однако ее продлили до 31 декабря 2018 года. С июля субъектов осталось только 5 (Оренбургская, Курганская, Красноярский край, Новосибирска и Омская область). Снизился и размер скидки – до 7,1%. Также, вместо ряда зерновых культур, в перечне оставили только пшеницу 3–5 класса, ячмень и кукурузу.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер.Ру | 08.10.2018 |