30-08-10 / 2010
Новости отрасли
Несмотря на то, что Транснефть активно вводит в эксплуатацию новые трубопроводные мощности, спрос на железнодорожные перевозки продолжа...

Дмитрий Бовыкин, руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований компании Brunswick Rail: Транспортировка нефти и нефтепродуктов остается одной из основных статей расходов российских добывающих компаний. Несмотря на то что "Транснефть" активно вводит в эксплуатацию новые трубопроводные мощности, спрос на железнодорожные перевозки продолжает расти. Основным драйвером роста в 2010 году стало китайское направление. Затраты на доставку нефти по железной дороге составляют около 13 - 18% от рыночной цены нефти. Выбор способов транспортировки на суше у нефтедобытчиков и переработчиков небогат - либо труба "Транснефти", либо рельсы РЖД. Так как еще не все направления поставок опутаны трубопроводными сетями, услуги железной дороги по-прежнему пользуются огромным спросом и, как говорится, "в цене". Основным фактором, определяющим динамику рынка перевозок нефти по железной дороге в течение ближайших пяти лет, есть и будет запуск трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) и его последующий выход на проектную мощность. До тех пор пока в проекте существует "железнодорожное звено", объем перевозок нефти в цистернах будет расти. По данным РЖД, кризис практически не затронул перевозки нефти и нефтепродуктов: по итогам 2009 года их снижение составило менее 2%. А с января по июль 2010 года объемы перевозки выросли на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше всего выросли железнодорожные перевозки сырой нефти (+42%), в основном за счет экспорта в Китай в рамках ВСТО. Среднемесячный объем поставок нефти в Поднебесную в рамках проекта ВСТО составляет около 1,3 млн т в месяц. Это как раз соответствует росту среднемесячных перевозок нефти и нефтепродуктов в 2010 году относительно предыдущих периодов. По нашим оценкам, рынок перевозок нефти и нефтепродуктов будет расти на 1% в год до 2015 года, в котором ожидается полноценный запуск ВСТО (без железнодорожного сегмента) и, как следствие, существенное снижение экспортных железнодорожных перевозок сырой нефти. До этого момента для обеспечения роста перевозок в ближайшие четыре года потребуется увеличение парка примерно на 10 тыс. цистерн. Потребуются цистерны и для замены выбывающих из строя "по возрасту" (в течение ближайших пяти лет из-за изношенности должно быть списано 30 тыс. цистерн). Помимо этого тенденция на рынке такова, что по железной дороге растет доля перевозок светлых нефтепродуктов, поэтому часть парка цистерн будет необходимо заменить на новые соответствующих моделей. Таким образом, в ближайшие три-четыре года производство цистерн составит 10 - 12 тыс. в год, что немного ниже сегодняшних рекордных уровней. Мы предполагаем, что закупать новые цистерны будут в основном частные компании. РЖД уже не является значимым участником рынка и владеет парком всего в 400 цистерн, большая часть парка принадлежит Первой грузовой компании. Для частников (в первую очередь это касается самих нефтяных компаний и их транспортных "дочек") стимулом станет высокая доходность перевозок нефти в собственных цистернах. Тариф на перевозку нефти устроен таким образом, что перевозка нефти в собственной или арендованной цистерне значительно дешевле. В качестве примера можно привести расчет стоимости транспортировки цистерны с сырой нефтью по маршруту Уяр - Дземги, на долю которого приходится около 20% всех внутренних перевозок нефти в России. Стоимость перевозки сырой нефти в вагонах парка РЖД по данному маршруту согласно тарифному руководству составляет 170 тыс. руб. Нормативная грузоподъемность цистерны для сырой нефти - 60 т. Таким образом, затраты на транспортировку одной тонны - 2840 руб. При использовании собственного подвижного состава стоимость перевозки за тонну будет существенно меньше - около 1600 руб. за тонну, но следует учесть, что для повторной погрузки вагоны необходимо вернуть на станцию отправления. Итоговая сумма затрат составит 2341 руб., то есть экономия на перевозке нефти в собственных вагонах по данному маршруту составляет около 500 руб. за тонну. Тонна нефти стоит в пределах 16 000 - 8000 руб., доля транспортных расходов в случае использования вагонов РЖД - 16 - 18%, а при перевозке в цистернах собственного парка - 13 - 15%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК Daily30.08.10Железнодорожный фактор нефти