11-12-19 / 2019
Новости отрасли
Нерентабельные потянут

Украина разрешит выход на сеть частным локомотивам

АО "Укрзализныця" (УЗ, Украинская железная дорога) по решению правительства допустит на отдельные нерентабельные маршруты частных грузоперевозчиков со своими локомотивами. Проект реализуется в пилотном режиме до принятия закона "О железнодорожном транспорте" для проведения анализа о работе рынка грузовых перевозок в условиях конкуренции. Постановление "О реализации пилотного проекта относительно допуска частных локомотивов к работе по отдельным маршрутам на железнодорожных путях общего пользования" принял кабинет министров Украины 4 декабря. Курировать его будет профильное Министерство инфраструктуры, которое определит маршруты, на которых начнет работать частная тяга, и участников эксперимента. Основные два условия для участия в эксперименте – собственный тяговый и подвижной состав и локомотивные бригады.

Как считает министр инфраструктуры Владислав Криклий, допуск на пути общего пользования частных перевозчиков частично решит проблему дефицита тягового подвижного состава УЗ. По данным железнодорожной компании, в декабре 2019 года физический износ дизель-поездов, задействованных в перевозках, составляет 92,4%, электропоездов – 88,8%, самый старый дизель-поезд построен в 1967 году, а электропоезд – в 1960 году. Немедленной замене подлежат электропоезда, которые эксплуатируются 50 лет и более и парк с истекшим удлиненным сроком – 77 составов электропоездов и 37 составов дизель-поездов. Всего для обновления парка моторвагонного подвижного состава УЗ необходимо 36 млрд грн ($1,5 млрд).

Второй целью пилотного проекта станет тестирование рынка грузовых перевозок в новых экономических условиях. "Необходимо отработать технические и технологические особенности реализации доступа к железнодорожной инфраструктуре, исследовать вопросы организации безопасности движения при эксплуатации частных поездных формирований на сети общего пользования", – уточнил Владислав Криклий.

По расчетам УЗ, тариф на перевозку в части инфраструктуры должен базироваться на сроке окупаемости локомотива – 19 лет. "У "частников" тариф будет выше, чем тот, который посчитала УЗ, ведь бизнес захочет окупаться за 10–12 лет. Так что если мы откроем рынок без механизмов компенсации, вырастет стоимость перевозок и не будет возможности ремонтировать инфраструктуру", – ранее говорил директор по экономике и финансам УЗ Андрей Рязанцев.

Тем не менее допуск частной тяги на сеть является условием Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, которое в 2021 году планируется обновить.

Первым о готовности работать как частный оператор заявил металлургический холдинг Ferrexpo. Предприятие еще в 2018 году выходило с инициативой разрешить перевозку собственными поездами между Кременчугом и портом Южный для экспорта продукции Полтавского горно-обогатительного комбината (входит в Ferrexpo). Как считает заместитель председателя правления по коммерческим вопросам ПГОКа Дмитрий Спатарь, когда частные компании получили доступ к вагонам, коллапса на сети не возникло и с локомотивами будет так же.

Также в числе первых могут выйти на пути общего пользования холдинг "ДТЭК", который предлагал разрешить частную тягу на отдельном участке между Запорожской ТЭС и станцией Таврическ, а также крупнейший частный оператор "Лемтранс".

В то же время отраслевые эксперты видят опасность в эксперименте. Экс-заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава уверен, что допуск частной тяги уничтожит железнодорожную систему в стране. "УЗ лишают единственной прибыли и оставляют ее с убыточными видами деятельности без каких-либо инструментов компенсации. Локомотивная тяга – единственный бизнес УЗ с хорошей маржой. Сейчас внутренний тариф на грузоперевозки гораздо ниже, чем в зарубежных странах. Даже при таком раскладе часть грузов УЗ перевозит ниже себестоимости. В результате допуска частной тяги останутся только выгодные бизнесу маршруты", – прокомментировал "Гудку" Александр Кава.

На пространстве 1520 ни одна из железнодорожных администраций пока не разрешила свободное использование частной тяги на путях общего пользования.

Только в РФ и Казахстане на отдельных маршрутах негосударственные компании используют собственные локомотивы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.12.2019