15-01-16 / 2016
Новости отрасли
Нерациональное решение

Компания "Технотранс" направила обращение в Евразийскую экономическую комиссию с просьбой разобраться с запретом на перемещение порожних зерновозов на территорию Казахстана. Причем казахстанский запрет на въезд порожняка распространяется не на всех.

Такой запрет введен с начала года, казахстанская железнодорожная нацкомпания АО "НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ) разослала коллегам соответствующую телефонограмму. Свое решение КТЖ объяснила отсутствием плана по погрузке зерновых. Однако на белорусские и латвийские вагоны это ограничение не действует. Более того, в конце декабря Казахстан согласовал предоставление "вагонной помощи" со стороны ГАО "Латвийская железная дорога" (159 вагонов) и ГО "Белорусская железная дорога" (300 вагонов) с доставкой зерновозов в Казахстан за счет КТЖ.

"Складывается парадоксальная ситуация, когда КТЖ в новогодние праздники вводит запрет на подачу грузоотправителям Казахстана порожних зерновозов всех российских собственников по ранее заключенным международным договорам и согласованным КТЖ заявкам (форма ГУ-12) на январь, – подчеркивает в обращении к ЕЭК генеральный директор ООО "Технотранс" Виктор Чуйкин. – В это же время КТЖ, себе в убыток, оплачивает за счет собственных средств подачу латвийских и белорусских зерновозов транзитом через Россию. За счет нерационального порожнего пробега парка (при условии оплаты более $550 тыс. за досыл порожних зерновозов только по сети РЖД) КТЖ наносит ущерб своему же бюджету и увеличивает стоимость перевозки для местных грузоотправителей".

В настоящее время из-за запрета на границе простаивают 195 вагонов "Технотранса". Как сообщили в компании, экономические потери составят от 7 до 9 млн руб., включая оплаченный тариф до границы, передислокация вагонов под другую погрузку, простой вагонов – это только убытки оператора, без учета возможных убытков казахстанских зерновых компаний, которые своевременно не получили вагоны и чья погрузка была сорвана запретом.

Также в письме глава "Технотранса" отмечает, что КТЖ вводит в заблуждение Дирекцию совета по железнодорожному транспорту стран – участниц Содружества (ЦСЖТ), предоставляя заведомо неверную информацию об отсутствии планов на погрузку зерна. Кроме того, введение конвенционного запрета и вступает в противоречие с ранее направляемыми КТЖ обращениями об оказании вагонной помощи.

На сегодняшний день рассмотрение "Технотранса" находится в Евразийской экономической комиссии, ответ еще не готов, сообщили в пресс-службе ЕЭК.

Эта претензия – не единственная. ООО "Балтсервис" направило письмо в ЦСЖТ с просьбой поспособствовать отмене запрета КТЖ.

"Конвенционный запрет на перемещение порожних зерновозов на территорию Казахстана – явление ежегодное", – отметил пресс-секретарь ЗАО "Русагротранс" Александр Чернов.

Впрочем, вмешательство извне может и не понадобиться. По информации АО "Самрук-Казына" (холдинг по управлению госкомпаниями Казахстана), запрет может быть отменен уже сегодня.

"Вряд ли потери российских операторов из-за этого запрета будут значительными, – полагает ведущий эксперт УК "ФИНАМ Менеджмент" Дмитрий Баранов. – Все же для них приоритетным является отечественный рынок перевозки зерна, и именно на нем они зарабатывают, а перевозки зерна в/из других стран вряд ли вносят существенный вклад в их выручку. Кроме того, не исключено, что если запрет будет быстро снят, то потерь у российских перевозчиков зерна может не быть совсем или же они будут минимальными. В этом случае вмешательство органов ЕЭК может и не понадобиться".

Вместе с тем, отмечает аналитик, если такой запрет повторяется, то нужно найти решение этой проблемы раз и навсегда, чтобы она не мешала развиваться сотрудничеству в рамках ЕАЭС и не портила отношения между Россией и Казахстаном.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.01.2016