26-12-14 / 2014
Новости отрасли
Непутевые вагоны

На рынке железнодорожных перевозок ожидаются массовые разоблачения в подлоге данных о продлении срока службы запрещенных к эксплуатации старых вагонов. Одна из экспертных организаций уже обратилась в госорганы с заявлением об обнаружении возможной фальсификации технических заключений

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) рассматривает обращение специализированного центра по сертификации подвижного состава ООО «Вагоны» о необходимости проверки более 5 000 вагонов ОАО «Первой грузовой компании» (ПГК) – крупнейшего оператора железнодорожных перевозок в России с вагонным парком более 200 тыс. единиц. По данным экспертной организации в ходе планового ремонта полувагонов, принадлежащих транспортной компании, была обнаружена фальсификация данных о продлении срока службы. Если Ространснадзор подтвердит факты подлога, аналогичные проверки будут проведены и в других компаниях-операторах, владеющих грузовыми вагонами с продленным сроком службы.

Тысяча несоответствий

Махинации с техническими решениями и записями в электронных базах данных обнаружены в Информационном центре железнодорожных администраций государств-участников СНГ (ИВЦЖА). Анализ базы ИВЦЖА показал, что в ней значится свыше 5000 вагонов компании «ПГК», срок службы которых продлен до 2022 года. Однако зарегистрированные технические решения, выданные компании в 2012 году, предусматривали продление срока службы этих вагонов до 2015 года в случае деповского ремонта или максимально до 2017 года при капитальном ремонте. Т.е. срок службы вагонов незаконно увеличили на 7 лет.

В пресс-службе Росстранснадзора сообщили, что «в случае выявления несоответствия документов о продлении срока службы вагонов с их фактическим техническим состоянием мы обычно выдаем предписание о прекращении их эксплуатации».

В ОАО «РЖД» подтвердили, что «если из официальных органов поступит соответствующее предписание относительно вагонов «ПГК», их эксплуатацию придется сразу прекратить, несмотря на законтрактованность подвижного состава». Первый заместитель начальника управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Александр Лукьянов уточняет, что по регламенту, они могут и не видеть документов и технических решений. На сеть вагоны допускают исключительно на основании базы данных ИВЦ».

Никто не хочет подставляться

Как известно, по техническому регламенту Таможенного союза старые вагоны можно эксплуатировать только после технического аудита, который проводит специализированная организация, выдающая заключение о возможном продлении срока службы вагонов (ПССВ), которые потом в соответствии с техническим решением ставят на текущий или капитальный ремонт.

«Сейчас экспертные организации стали дорожить своей репутацией, и опасаются остаться крайним в случае аварии, особенно с серьезными последствиями, - говорит руководитель информационно-аналитической комиссии НП «Объединение вагоностроителей» Станислав Золотарев. – В 2012-2013 годах Росжелдор уже проводил масштабную проверку соблюдения технических решений, выданных экспертными организациями. В 90% случаев у компаний-операторов старых вагонов были выявлены различные нарушения. Либо техрешения выполнялись формально, либо вовсе вагонов в местах указанного ремонта не было. Для участников рынка не секрет, что за определенную плату или иные договоренности в ИВЦ можно внести «липовые» данные. В базе порядка 1,7 млн вагонов, поэтому многие рассчитывают, что в такой массе факт не вскроется. Если факт подлога вскроется и выяснится, что вагон уже давно должен быть списан, тогда грузоотправитель переключится на другого оператора. Зачем ему нести риски того, что груз может встать по пути или опрокинуться. Репутация изношенного парка в глазах грузоотправителей будет окончательно уничтожена», - добавляет ведущий эксперт железнодорожного рынка.

В пресс-службе ОАО «Первая грузовая компания» ответили, что компания готова оказать поддержку и любое необходимое содействие в проведении проверок. ПГК неуклонно соблюдает все требования российского законодательства, регламентирующие ее деятельность, включая проведение ремонтов подвижного состава», - заявил представитель компании.

«В случае подтверждения факта фальсификации данных, указанных в технических решений, на основании которых в ИВЦ ЖА установлен срок службы вагонов не соответствующий действительности, содеянное в отношении виновных лиц следует квалифицировать по статье 327 УК РФ (подделка, изготовление, использование поддельных документов), - поясняет Дарья Константинова, адвокат Адвокатского бюро «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры». - Расследование по данной категории уголовных дел производят следственные подразделения МВД РФ. Кроме этого, руководители компании либо ответственные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 11.15.1 КоАП РФ (нарушение требований в области транспортной безопасности), а эксплуатация вагонов, не отвечающих требованиям законодательства в области обеспечения безопасности движения приостановлена».

По словам адвоката, критерием образования состава преступления является наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью либо смерть одного и более лиц или причинение крупного ущерба.

Одной из предпосылок или мотивов для подделок документов может быть немалая стоимость модернизации вагона, чего требует новый технический регламент Таможенного союза. В итоге, сегодня на железнодорожных путях скопилось большое количество незадействованных в перевозках вагонов. И если «фальшивые» создают угрозу безопасности движения, то излишек - попросту затрудняет его.

Старший вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Валерий Решетников приводит такую статистику: «Величина избыточного парка - 290-300 тыс. вагонов при общей численности вагонов на сети в 1,193 млн. Такого количество вагонов на сети не было во времена СССР, когда объемы перевозок превышали текущие». По расчетам РЖД, увеличение расходов компании из-за избыточности вагонного парка оценивается в 23,8 млрд руб. в год, в том числе 7,8 миллиарда рублей из этого объема составляют расходы от снижения участковой скорости в грузовом движении, 7,2 миллиарда рублей от снижения производительности работы локомотива, 7,5 миллиарда рублей - от увеличения расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов.

«Надувной вагон»

В существующей проблеме с нарушениями при продлении грузовых вагонов есть еще одна заинтересованная сторона – государственные и частные банки. Железнодорожные операторы, как и другие компании, берут кредиты на операционную деятельность, а также на обновление парка своей техники, которая выступает в качестве залоговой базы. Если в ходе проверки Ространснадзора выяснится, что вагоны должны были быть фактически списаны, то получается, что у банков в залоге большой «надувной вагон». «Банкиров при оценке залога больше интересует, ездит он ли нет – генерирует ли выручку, - говорит Ирина Рысь, заместитель председателя правления «Ланта-Банка». – Их даже не всегда волнует срок службы. Но если их эксплуатацию приостановят, а это банки сразу увидят, поскольку мониторят движения вагонов, то они затребуют от компании другой залог или снижение объема кредитования. Если же сразу несколько тысяч вагонов окажутся без движения, ситуация будет очень сложной и для банка, поскольку он по требованию ЦБ обязан на каждый рискованный залог формировать дополнительный резерв в сумме 50% от стоимости кредита. Если все это ляжет на один-два средних банка, последствия трудно предсказуемы».

Напомним, в октябре СРО НП «Совета операторов железнодорожного транспорта», членом которого также является и ПГК, предприняли попытку «атаковать» саму систему закупки вагонов. Операторское сообщество высказали предположение о невозвратности кредитов, выделяемых государственными банками российским компаниям на приобретение нового подвижного состава и призывали Банк России ограничить финансирование вагоностроительной отрасли.

«Полагаю, что корень таких действий как подозрение в неокупаемости вагонов в борьбе за выживание, - говорит Владимир Хорошилов, заместитель генерального директора «Брансвик Рейл Лизинг». – Сейчас особенно тяжко придется тем, кто не придерживался стратегии обновления парка. Возможно, поэтому есть попытки ставить палки в колеса держателям новых парков».

Обновление парка – лишь одна из составляющей общей государственной задачи повышения эффективности железнодорожного транспорта, который особенно в России является системообразующей отраслью. Вложения в инфраструктуру железной дороги дают мультипликативный эффект для всей экономики, что особенно важно в условиях нынешней нестабильности. И меры поддержки со стороны руководства страны и регуляторов отрасли будут тем эффективнее, чем больше участников рынка железнодорожных перевозок будут строить свои планы в унисон государственной политике.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Эксперт Online26.12.2014