03-06-14 / 2014
Новости отрасли
Непредсказуемый рост

Несмотря на то что 1-й квартал  года считается не очень благоприятным в плане перевозок, в контейнерном сегменте они выросли на 9%. Однако это по-разному отразилось на участниках рынка.

Объемы перевозок в контейнерах в начале года увеличивались быстрее ожиданий. Как следует из отчетности ОАО «ТрансКонтейнер», выручка компании за квартал, закончившийся 31 марта 2014 года, составила 8,460 млрд, что на 1,1% ниже показателя 1-го квартала 2013 года. Но это связано с изменением метода учета показателей АО «Кедентранссервис» в финансовой отчетности по результатам продажи 17% акций в декабре 2013 года. Теперь «ТрансКонтейнер» оценивает эту выручку как вложение в ассоциированную компанию.

Вместе с тем показатель EBITDA (объем прибыли до уплаты налогов, расходов на амортизацию и процентов по кредитам) вырос на 6,3% и составил 2, 264 млрд руб. Чистая прибыль выросла на 18,1% (1,309 млрд руб). Скорректированная рентабельность по EBITDA увеличилась с 37,8% до 46,4%, а скорректированная рентабельность по чистой прибыли – с 19,7% до 26,8%. «Рост финансовых показателей обусловлен ростом объемов контейнерных перевозок, результатами деятельности ее дочерних обществ и совместных предприятий, а также продолжением политики повышения операционной эффективности и оптимизации затрат», – отмечается в пресс-релизе.

«Основным фактором роста финансовых показателей стал в первую очередь рост эффективности бизнеса, – пояснил «Гудку» директор по фондовому рынку и работе с инвесторами ОАО «ТрансКонтейнер» Андрей Жемчугов. – Выручка ОАО «ТрансКонтейнер» в сопоставимом выражении (то есть без учета изменений, связанных с консолидацией показателей АО «Кедентранссервис») осталась на уровне предыдущего года, а финансовые показатели выросли. Это произошло в результате целенаправленных усилий компании по повышению операционной эффективности и контролю над издержками: коэффициент порожнего пробега контейнеров снизился до исторического минимума в 27,6%, производительность труда выросла на 15,3%, были оптимизированы численность персонала, затраты на ремонт и материалы, непроизводственные расходы».

Как правило, объемы перевозок и, соответственно, выручки в 1-м квартале ниже, чем в среднем по году, в том числе из-за новогодних каникул в России и Китае, отмечает Андрей Жемчугов. Однако в этом году из-за эффекта низкой базы прошлого года (падение составило 2%) контейнерные перевозки продемонстрировали хорошую динамику – рынок вырос более чем на 9% к такому же периоду прошлого года.

Интересно, к примеру, что по 1-му кварталу группа FESCO отчиталась об убытках в $13 млн против прибыли в $21 млн годом ранее. Ее выручка в железнодорожном дивизионе сократилась на 40,3%, до $44,6 млн, EBITDA – на 53,2%, до $13,3 млн.

Группа отметила, что замедление экономического роста и макроэкономическая волатильность в целом привели к ослаблению секторов, где она работает. Как говорится в сообщении, сокращение выручки обусловлено девальвацией рубля и продолжающимся ослаблением железнодорожного рынка. При этом компания полагает, что заметное увеличение объемов экспорта в 1-м квартале продолжится в 2014 году в целом.

«У «ТрансКонтейнера», даже несмотря на рост перевозок, выручка не выросла потому, что они работают в очень конкурентном секторе и не имеют возможности повышать цены, – поясняет аналитик инвестиционной компании «Ренессанс-Капитал» Александра Серова. – Но увеличилась доля интегрированных логистических услуг. И это очень хорошо, потому что у компании эффективные маржинальные перевозки, что видно по отчетности».

Александра Серова отмечает, что контейнерные перевозки в начале года увеличились довольно неожиданно, учитывая слабый рост экономики и не очень хорошие макроэкономические данные. Тем не менее, судя по статистике портов и железной дороги, далее значительного роста уже не будет. С этим согласен и Андрей Жемчугов, предполагая, что в целом по году темпы роста рынка будут более умеренными.

Как говорил в конце апреля генеральный директор ОАО «ТрансКонтейнер» Петр Баскаков, рост рынка контейнерных перевозок в России может составить 3–4%, пояснив, что основным драйвером здесь является рост ВВП, и если этот показатель составит 1,5%, то контейнерный рынок вырастет на 3–4%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.06.2014