28-11-17 / 2017
Новости отрасли
Непопулярным участкам добудут грузы

АО "Институт экономики и развития транспорта" ИЭРТ, дочернее предприятие ОАО "РЖД" разработало программу по повышению эффективности эксплуатации малоинтенсивных малодеятельных линий общего пользования. Программа предполагает максимально возможное сокращение убыточных железнодорожных веток на сети РЖД. Это позволит госкомпании существенно сократить издержки, связанные с их содержанием.

Загрузка малоинтенсивных линий принесет порядка 3,5 млрд руб. ежегодно. В начале ноября программу утвердил первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Анатолий Краснощек. Разработке программы предшествовала работа по уточнению критериев малоинтенсивных линий. Как рассказал "Гудку" заместитель генерального директора по экономике и финансам ИЭРТа Сергей Шарапов, в таких нормативных документах, как "Устав железнодорожного транспорта", "Правила технической эксплуатации железных дорог", и других отмечается, что критерии отнесения железнодорожных линий к малоинтенсивным утверждает правительство РФ.

"Эти критерии мы определили и предложили Минтрансу утвердить их через правительство. В соответствии с нашими предложениями малоинтенсивной должна считаться линия, грузонапряженность которой 5 млн ткм брутто/км в год и менее, а размеры движения составляют восемь пар поездов в сутки и менее. Согласовав эти критерии с руководством железнодорожной компании, мы приступили непосредственно к работе – необходимо было выяснить, сколько таких линий функционирует на сети РЖД, какова их протяженность, а также типизация по характеру работы и выполняемым функциям, и по итогам исследования разработать и предложить к реализации мероприятия по оптимизации затрат, связанных с эксплуатацией этих линий, а также соответствующее совершенствование нормативно-технической базы", – подчеркнул Сергей Шарапов.

В результате исследования выяснилось, что на сети РЖД имеется 359 малоинтенсивных линий общей протяженностью 15,47 тыс. км. В дальнейшем эксперты ИЭРТа исключили из этого объема 118 линий, использующихся для чисто технологических целей. Таким образом, авторы программы рассматривали 241 линию протяженностью 14,759 тыс. км и по каждой линии утвердили индивидуальный "паспорт", учитывающий все особенности линии, а также конкретные мероприятия по повышению эффективности ее использования. Планы мероприятий делятся на четыре блока. Первый предусматривает пересмотр технических нормативов на содержание, ремонт и техническое перевооружение линий. Второй включает в себя консервацию объектов недвижимого имущества, демонтаж и списание основных средств, а также вовлечение линии и входящего в их состав оборудования в гражданско-правовой оборот (подготовка к продаже, аренде и другим операциям). Необходимо отметить, что это вовлечение будет возможно только после утверждения критериев правительством РФ. Третий блок мероприятий предполагает передачу обслуживания инфраструктуры сторонним организациям на аутсорсинг. И, наконец, четвертый блок предусматривает закрытие линий.

"Для того чтобы отслеживать результаты действия программы было проще, мы ввели два целевых индикатора, заданных для каждой дороги и каждой линии в отдельности, – отсутствие операционного убытка от эксплуатации линии и сокращение расходов на их содержание. Сам план мероприятий программы составлен таким образом, чтобы они легко сопрягались с этими индикаторами и каждые полгода можно было бы проводить мониторинг ситуации – что выполнено, что улучшилось, все ли идет по плану", – отметил топ-менеджер ИЭРТа.

По его словам, ежегодный экономический эффект от реализации мероприятий программы прогнозируется на уровне 1,2 млрд руб. за счет снижения эксплуатационных затрат. А привлечение дополнительных объемов грузов на эти линии вкупе с реализацией дополнительных услуг для клиентов принесет компании еще 3,5 млрд руб. ежегодно.

В настоящее время малоинтенсивные линии функционируют на всех без исключения дорогах РЖД. По итогам 2016 года 70 линий из 241 оказались нерентабельными. В госкомпании отметили, что реализация программы должна помочь исправить ситуацию. Как пояснил "Гудку" заместитель начальника Департамента управления бизнес-блоком "Железнодорожные перевозки и инфраструктура" ОАО "РЖД" Александр Пермяков, программа направлена на то, чтобы повысить эффективность каждой малодеятельной линии, а также сделать эти линии привлекательными для бизнеса.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин отметил, что универсального рецепта для всех малоинтенсивных линий быть не может, а индивидуальный план по каждому участку делает программу осуществимой.

"Если для каждой локальной линии есть понимание потенциальной грузовой базы, их реанимация становится вполне реальной", – заключил эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок28.11.2017