05-09-12 / 2012
Новости отрасли
Неподход танкеров приводит к «бросанию» на Дальневосточной дороге цистерн

По словам начальника станции Крабовая Алексея Котова, в 2012 году объемы выгрузки весьма существенные: свыше 71 тыс. цистерн за семь месяцев, в среднем каждые сутки - 334 вагона. Хотя в сравнении с прошлым годом объем несколько снизился. Главная причина тому - несвоевременный подход к нефтебазе танкеров.

По итогам прошлого года на станцию Крабовая приходилось 10% грузопотока, следовавшего в дальневосточные морские порты. Ежесуточно там выгружалось в среднем 18,7 тыс. тонн наливных грузов.

"Задержки танкерного флота участились из-за тайфунов. Если судно не выгрузилось, скажем, в Китае или Корее, стоит из-за шторма на рейде, соответственно и сюда оно за следующей партией груза не придет раньше, - пояснил начальник станции.

- Свободные емкости под нефтепродукты при отсутствии флота заполняются быстро. Как следствие, наш смежник не может принять тот или иной вид топлива".

Такая ситуация в этом году повторялась часто. Как отмечают в логистическом центре Дальневосточной дирекции управления движением, ООО "РН-Находканефтепродукт" неоднократно предлагало руководству дороги подтвердить объемы перевозки на уровне перерабатывающей способности нефтебазы - в среднем 400 вагонов в сутки в летнее время. Но только в первой половине августа выгружалось около 312 цистерн. В результате в отдельные дни отставлялись от движения от трех до девяти поездов. Около двух лет назад завершилась модернизация терминала "Роснефти", крупнейшего в регионе по перевалке нефтепродуктов. Как рассказал заместитель генерального директора "РН-Находканефтепродукт"

Флюр Зиганшин, в частности, полностью автоматизировали процесс слива нефтепродуктов на эстакаде, реконструировали два подъездных пути. Как следствие, несколько увеличилась пропускная способность терминала. Заметно расширилась и номенклатура грузов. На Крабовую поступает порядка 12 видов нефтепродуктов.

"Раньше сливали много мазута, хотя шел также бензин Аи-92, летнее дизтопливо. И хватало одного маневрового тепловоза, чтобы выгружать в сутки до 400 вагонов.

Сегодня номенклатура шире, например, с Комсомольского НПЗ пошли нефтепродукты стандарта "евро". И при том же объеме выгрузки заметно увеличилась маневровая работа, ввели второй локомотив, увеличили штат составителей поездов. Ведь приходится перед подачей подбирать цистерны по видам топлива", - рассказал Алексей Котов.

Но если маневровую работу нефтебаза оплачивает согласно договору, то подписать соглашение с Дальневосточной дорогой о взаимной ответственности за доставку грузов "РН-Находканефтепродукт" не спешит. Точнее, предложенный вариант документа руководство базы отклонило из-за несогласия с тем, что в случае неприема груза получатель должен оплачивать простой вагонов на промежуточных станциях.

"Нефтебаза получает деньги за перевалку и хранение нефтепродуктов. И ограничивать погрузку в свой адрес в случае заполненных емкостей не всегда ей выгодно, тем более что за простой груза на колесах она сейчас не платит, - сказал Алексей Котов. - Раньше по договору они оплачивали дороге услуги за отставление от движения нефтепродуктов в подвижном составе перевозчика. Но теперь у перевозчика вагонов в собственности нет, весь парк стал приватный. А нормативной базы, вводящей ответственность за занятие инфраструктуры общего пользования, пока что нет".

Хотя, как уточнил начальник Крабовой, определенную гибкость "РН-Находканефтепродукт" старается проявлять, например под светлые нефтепродукты для внутреннего потребления может отвести резервуары для экспортного груза. Но системно проблемы это не решает. И вагоны обречены на простой в ожидании освобождения емкостей, подхода танкерного флота. У дороги возникают риски возникновения претензий от получателей грузов за просроченную доставку. Сумма выставленных в этом году магистрали исков исчисляется сотнями миллионов рублей.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.09.12Манёвры на Крабовой