07-10-13 / 2013
Новости отрасли
Необходимо усиливать конструкцию подвижного состава, предназначенного для опасных грузов

Иван Вишнивецкий, региональный координатор по промышленной безопасности ЗАО «НЭК», к.т.н.

С тревогой прочитал колонку «От редакции», опубликованную в «Гудке» 23 сентября. В ней рассказывается о предложении комиссии Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества отменить ряд требований к конструкции вагонов, предназначенных для доставки опасных грузов.

В частности, предлагается не устанавливать на них эластомерные поглощающие аппараты автосцепок повышенной энергоёмкости, а цистерны не оборудовать сливными приборами с тремя степенями защиты от утечек.

На наш взгляд, действия должны быть совсем противоположные. Нужно не упрощать защиту вагонов в погоне за удешевлением подвижного состава, а, наоборот, её усиливать. Среди недавних примеров последствий жёсткого соударения вагонов авария в Челябинске с вагоном, в котором перевозили бром. Оранжевым дымом тогда окутало весь центр города.

Сотрудники МЧС при разборе ёмкостей с этим ядовитым веществом обнаружили, что при соударении были повреждены все 6 тыс. хранившихся в них бутылок с бромом.

Самый яркий пример возможных последствий от пренебрежения правилами перевозки опасных грузов – взрыв вагонов с тротилом и детонаторами в Арзамасе в июне 1988 года. Тогда были полностью или частично разрушены около 400 жилых домов, погибли более 90, а ранения получили почти 800 человек. По заключению экспертов, продукция в вагонах перевозилась с грубейшими нарушениями: мешки со взрывчаткой укладывали в 11 рядов, хотя по правилам их должно быть не более 7.

К тому же, чтобы забросить мешки на такую высоту, грузчики вставали на нижние ряды. Причём мешки не были закреплены и от толчков могли упасть и рассыпаться, а затем в пути следования от трения и загореться.

Как позже установили специалисты, только на станции Горький-сортировочный эти вагоны 19 раз подвергались сильному динамическому воздействию в виде толчков при резких остановках. К тому же в нарушение всех требований безопасности вагоны дважды спускали с горки.

Понятно, что за прошедшие 25 лет в отрасли многое изменилось, после трагедии были сделаны правильные выводы, усилился контроль за погрузкой опасной продукции на подъездных путях промышленных предприятий.

Но по-прежнему почти 70% всех опасных грузов потребителям доставляют по железной дороге. Поэтому нужно уделять особое внимание всем аспектам организации их доставки, включая обеспечение повышенной надёжности подвижного состава.

Так что совсем не случайно необходимость внедрения эластомерных поглощающих аппаратов автосцепок повышенной энергоёмкости была отмечена в постановлении правительства ещё в 1994 году.

За многолетнюю эксплуатацию на магистралях эти устройства зарекомендовали себя только с положительной стороны, смягчая соударения вагонов на горках и в пути следования. Их применение позволило повысить массу поездов и снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций при доставке различных грузов.

Подтвердили свою высокую эффективность и сливные приборы цистерн с тремя степенями защиты. Поэтому уверен, что ни в коем случае нельзя отменять принятые почти 20 лет назад решения по установке данных устройств на вагоны, предназначенные для транспортировки опасной продукции. Слишком высокой может быть цена за допущенную ошибку.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок07.10.13Спорное решение