16-03-15 / 2015
Новости отрасли
Необходимо учитывать мнение портовиков

В процессе общественного обсуждения проекта Правил перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте высказаны уже десятки экспертных мнений участников рынка. Позицию портовиков излагает генеральный директор ОАО "Новороссийский морской торговый порт" Султан Батов. По его мнению, дополнения требует не только проект Правил, но и федеральные законы, регулирующие деятельность железнодорожного транспорта и морских торговых портов.

- Султан Хазалиевич, как Вы оцениваете процесс общественного обсуждения этого важного документа?

- Правила перемещения порожних вагонов разработаны Росжелдором в связи со вступлением в силу изменений в Устав железнодорожного транспорта РФ и закон "О железнодорожном транспорте в РФ". К сожалению, данные изменения прошли без широкого привлечения транспортного сообщества, в том числе портовиков. Например, новыми изменениями введена дополнительная ответственность портов за использование железнодорожной инфраструктуры гружеными вагонами при ожидании подачи в порт, которая возникает из-за задержки порожних вагонов на припортовых путях. То есть по причинам, зависящим в первую очередь от перевозчика и собственников вагонов.

Мы опасаемся, что при текущем обсуждении закономерные требования портовиков могут быть также проигнорированы, что приведет в итоге не к изменению ситуации на стыке "порт - железная дорога, увеличению скорости оборачиваемости вагонов или росту грузооборота портов, а к нарастанию взаимных финансовых претензий и арбитражных разбирательств.

- Какие статьи в проекте Правил, необходимо доработать или изложить в новой редакции, по Вашему мнению?

- Сам факт появления подобного документа мы оцениваем положительно. Во многом из-за того, что темпы прироста портовых мощностей, в том числе в Новороссийске, опережают темпы роста пропускной способности инфраструктуры РЖД. Сегодня ключевым вопросом приема дополнительного вагонопотока портами является скорейший вывод порожнего подвижного состава с железнодорожных портовых путей. В условиях профицита подвижного состава на сети ОАО "РЖД" и собственники вагонов используют пути необщего пользования как отстойники, пользуясь несовершенством приказа 258 Минтранса. Результатом чего становятся логистические запреты (конвенции), а также задерживается оформление возвратных документов на порожние вагоны. Следствием этого процесса являются трудности при приеме груженых вагонов и их обработке в порту.

В Устав железнодорожного транспорта, а теперь еще и в проект Правил для борьбы с простоями на путях общего и необщего пользования попали положения о праве РЖД на принудительное перемещение порожних вагонов. К сожалению портовиков, законом закреплено только право, но не обязанность перевозчика выполнять данный функционал.

- Вы считаете, что у перевозчика должно быть не только право, но и обязанность по уборке порожних вагонов?

- Фактически да. И сейчас, и после принятия Правил в предложенной редакции у перевозчика не возникает мотивации по выводу порожних вагонов с территории порта. Сегодня перевозчик уклоняется от предложений порта описать в договоре на эксплуатацию подъездных путей технологию вывода порожних вагонов с территории порта и ответственность за задержку вагонов на них по независящим от порта причинам. При этом дополнительной ответственности у перевозчика за освобождение дефицитной портовой и припортовой инфраструктуры не возникает. Квалификация этой операции как права расширяет потенциальные возможности перевозчика для получения дополнительных доходов как с портов (в виде платы за инфраструктуру), так и с собственников вагонов (в виде платы за несогласованную перевозку).

- Предложенные вами поправки помогут изменить ситуацию?

- Если рассматривать проблему в совокупности, то законодательный механизм улучшения взаимодействия на стыке "железная дорога - порт" должен быть сформирован в процессе внесения поправок в закон о морских портах и Устав железнодорожного транспорта, предложенных АСОП, принятие которых нельзя затягивать.

Кроме того, вопросы освобождения железнодорожной инфраструктуры необщего пользования портов должны быть четко прописаны в договорах на эксплуатацию подъездных путей или договорах на подачу/уборку вагонов, должна быть установлена четкая и паритетная ответственность перевозчика и порта, четко определены условия подачи/уборки, зависящие/не зависящие от порта/перевозчика. Только при этих условиях возможен качественный сдвиг эксплуатационной работы, увеличение скорости обработки грузов, рост грузооборота в целом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру16.03.2015