Технология регулировки и управления единым парком вагонов сегодня нарушена, достойной альтернативы пока не внедрено, каждый собственник управляет грузовыми вагонами по принципу извлечения максимальной доходности, выбирая для себя наиболее выгодные или удобные отправки и не принимая во внимание интересы других участников процесса перевозки грузов и отрасли в целом.
Усугубляется проблема тем, что она актуальна не только для России, но и для "пространства 1520" в целом. Разбалансировка системы управления грузовыми вагонами обострила проблему дефицита грузовых вагонов не только для перевозок внутри РФ, но и для межгосударственных перевозок, привела к увеличению порожнего пробега, непроизводительного простоя грузовых вагонов и связанных с этим издержек.
В качестве одной из мер по решению указанных проблем было разработано и утверждено 29 октября 2011 года в Ереване на 55-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества "Соглашение о единой системе управления и использования парка грузовых вагонов (ЕСУПГВ)".
Таким образом, наряду с инвентарным парком принадлежности железнодорожных администраций и собственными вагонами на "пространстве 1520" создается третий парк - парк ЕСУПГВ, в который для эффективного использования грузовых вагонов различных форм собственности на взаимовыгодных условиях могут быть переданы как инвентарные вагоны, так и вагоны иных форм собственности.
В процессе создания документа была проделана большая работа по согласованию содержания и формулировок соглашения со всеми государствами, участвующими в работе совета. При этом выработано и заложено в соглашение консолидированное мнение о сроке передачи вагонов в парк ЕСУПГВ (они могут передаваться на срок не менее одного года), порядке технического обслуживания и ремонта вагонов (техническое обслуживание и текущий отцепочный ремонт осуществляются железнодорожной администрацией, использующей вагон, а плановые виды ремонта - собственником) и т.д.
Вместе с тем для полной реализации проекта еще требуется решить ряд задач. Одной из них является выработка принципов определения ставок платы за использование собственных вагонов в общем парке, причем эти ставки должны быть приближены к рыночным для того, чтобы заинтересовать собственника вагонов в их передаче в парк ЕСУПГВ. Кроме этого, реализация соглашения потребует изменений и дополнений в некоторые действующие нормативные документы, корректировки программного обеспечения, разработки регламента передачи грузовых вагонов железнодорожных администраций и других собственников в парк ЕСУПГВ и изъятия из него.
Нужно признать, что подписание соглашения о ЕСУПГВ является важным, но лишь начальным шагом на пути к решению проблемы дефицита вагонов на "пространстве 1520".
Необходимо как можно быстрее решить все актуальные задачи и проверить на практике работоспособность идей и механизмов, заложенных в соглашении. В противном случае, если не заработают экономические стимулы для консолидации вагонов различных форм собственности в ЕСУПГВ, ситуация с неэффективным и нерациональным управлением вагонами в рамках "пространства 1520" может приблизиться к критической, и не исключено применение административных мер обеспечения гарантированной подачи вагонов под погрузку в межгосударственном сообщении.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 19.12.11 | Общим парком с новыми стимулами |