20-06-12 / 2012
Новости отрасли
Необходимо ли предоставлять экономические стимулы ж/д операторам для того, чтобы они вкладывали собственные средства в НИОКР?

Александр Косарев, заместитель генерального директора ОАО "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта":

- Я считаю, что операторы в любом случае должны быть заинтересованы в финансировании научно-исследовательских программ, связанных с железнодорожными перевозками. Научное сопровождение может повысить эффективность их работы. Если у них такого понимания нет, то должны существовать какие-то системы мотивации, которые сподвигнут их к финансированию. Мы, как представители научных кругов, выступаем за то, чтобы такая система существовала. Раньше такие льготы для организаций, которые финансируют науку, действовали. Инвестиции в научные исследования не облагались НДС.

Я считаю, что снова надо пойти по пути изменения налогового законодательства, например снизить налогооблагаемую часть финансирования на фонд НИОКР. То есть, если юридическое лицо финансирует разработки, особенно если в них участвует государственный научно-исследовательский центр, следует хотя бы снизить налоговые ставки. Можно привести в пример, хоть это и не совсем корректно в данном случае, научную базу "Сколково". Если предприятие становится резидентом Фонда "Сколково", то оно имеет налоговые преференции. Что-то похожее можно применить по отношению к операторам, да и к ОАО "РЖД". Тогда проект будет привлекательнее для них, и они сразу почувствуют экономический эффект от того, что занимаются развитием отечественной науки.

Сергей Калетин, заметститель генерального директора ОАО "ПГК" по техническому развитию:

- ПГК заинтересована не только в количественном увеличении своего парка, но и в улучшении его качественных характеристик. Внедрение инноваций и инвестиции в НИОКР включены в программу первоочередных задач компании. В частности, ПГК участвует в создании крытого вагона нового поколения, серийное производство которого запланировано в конце текущего года. Также в текущем году планируются испытания специализированного полувагона для перевозки угля, разработка нового типа цистерны и другие проекты. С этой точки зрения экономические преференции для стимулирования частных НИОКР нам кажутся здравым и конструктивным подходом.

Александр Косарев, заместитель начальника отдела департамента безопасности движения ОАО "РЖД":

- На мой взгляд, стимулировать нужно, но оператор никогда не расстанется с лишней копейкой, а прямой заинтересованности в финансировании НИОКР у них нет. Можно попытаться стимулировать их снижением тарифов на перевозки, но в данном случае доплачивать за операторов придется РЖД. Также операторы, как и любые другие юридические лица, могут быть заинтересованы в первоочередной покупке патентов и авторских прав на научно-исследовательские разработки, это может помочь простимулировать финансовые вложения в НИОКР.

Галина Полищук, президент ассоциации операторов железнодорожого транспорта Украины:

- Можно, например, в зависимости от вклада оператора в развитие инфраструктуры, в том числе и через научно-исследовательские разработки, варьировать размер предоставляемой государственной скидки на продукты железных дорог. Также государство может компенсировать вклад в НИОКР операторов посредством персональных скидок. Это может быть скидка на вагонную составляющую, на пользование инфраструктурой или на любые другие услуги, которые может организовать железная дорога непосредственно для операторов.

Андрей Ващенко, начальник управления долгосрочного планирования и развития ООО "Газпромтрнас":

- НИОКР не нужны. На Западе уже достаточно много научных разработок, и в этом плане мы очень отстаем. Нужны стимулы к внедрению уже давно разработанных западных изделий: колесных тележек, подшипников и других комплектующих. Необходимо внедрять то, что уже существует.

Валерий Шпаков, генеральный директор ОАО "Новая перевозочная компания" (входит в группу Globaltrans):

- Экономическим стимулом для повышения инвестиционной привлекательности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на мой взгляд, могло бы стать предоставление владельцам инновационных грузовых вагонов льготных тарифов на перевозку грузов и услуги инфраструктуры.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.06.12Вопрос дня