13-02-25 / 2025
Новости отрасли
Нефтяники не вывозят

У НПЗ возникли проблемы с отправкой груженых цистерн

Как стало известно "Ъ", нефтяники столкнулись с отказами ОАО РЖД в приеме груженых цистерн с НПЗ, в ряде случаев, по данным участников рынка и логистов, к перевозке не принимается свыше 40% объема суточной погрузки. Нефтяники говорят об угрозе срыва поставок на внутренний рынок, в ОАО РЖД настаивают, что основная причина невыполнения плана – непредъявление груза к перевозке: это подтверждается отметками грузоотправителя в системе суточного планирования.

Нефтепереработчики жалуются на неприем ОАО РЖД нефтепродуктов с НПЗ к перевозке или задержки с отгрузкой. Входящий в контур "Роснефти" "РН-Транс" в письме главе ЦФТО ОАО РЖД Дмитрию Муреву и начальнику Центральной дирекции движения ОАО РЖД Михаилу Глазкову от 28 января (есть у "Ъ") констатирует тяжелую ситуацию с приемом к перевозке груженого парка по Самарской группе НПЗ и Ангарской нефтехимической компании (АНХК). Как сказано в письме, на 28 января в ожидании оформления простаивает 498 вагонов, доля непринятых к перевозке груженых вагонов от общей суточной погрузки – 47% по Самарской группе НПЗ и 41% по АНХК.

Первый замгендиректора "РН-Транса" Михаил Белоусов просит дать указания причастным руководителям обеспечить своевременный прием груженых вагонов по станциям погрузки.

Похожее письмо (есть у "Ъ") 28 января господин Белоусов направил начальнику Восточно-Сибирской железной дороги Василию Фролову, отмечая, что за 27 дней января со станции Суховская не принято по согласованному суточному клиентскому плану погрузки 703 вагона с АНХК. "Отсутствие ритмичности по приему груза... создает риски срыва своевременной выгрузки запланированных объемов в портах Дальнего Востока и, как следствие, смещение танкерных партий, которые в условиях санкционного давления могут существенным образом повлиять на работу ПАО НК "Роснефть"",– указывается в письме. В обращении от 30 января ("Ъ" также видел документ) "РН-Транс" отмечает ограничения со стороны ОАО РЖД в части приема к перевозке минеральных масел со станции Загородняя и этанола со станции Новокуйбышевская Куйбышевской железной дороги. В "Роснефти" от комментариев отказались.

Другие нефтяники так же испытывают сложности. 31 января начальник управления наземного транспорта "Газпром нефти" Игорь Деревицкий направил Дмитрию Муреву письмо (есть у "Ъ") "касательно срыва поставок нефтепродуктов". Он информирует о рисках обеспечения топливом российских потребителей в феврале из-за отказа ОАО РЖД в плановой перевозке нефтепродуктов Омского, Московского НПЗ и Ярославского НОС. "Отказы проявляются в виде массового (более 25% от заявленных объемов) отклонения заявок на перевозку грузов формы ГУ-12",– сообщается в письме. Так, на 30 января отклонены заявки объемом 396,9 тыс. тонн, в том числе 242,9 тыс. тонн во внутрироссийском и 154 тыс. тонн в экспортном сообщении. Как сказано в письме, помимо угрозы срыва государственных задач по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок ситуация приведет к разгрузке НПЗ и снижению грузопредъявления на железнодорожный транспорт с недополучением ОАО РЖД тарифной выручки в 800 млн руб. В "Газпром нефти" "Ъ" сообщили, что находятся в постоянном конструктивном диалоге с ОАО РЖД и "все возникающие вопросы, связанные с перевозкой нефтепродуктов, решаются в рабочем взаимодействии".

Один из источников "Ъ" в отрасли говорит, что с момента вступления в начале 2025 года в силу правил недискриминационного доступа (ПНД), где нефтепродукты утратили приоритет, ОАО РЖД стало легче объяснять сложности с их вывозом с заводов.

Хотя ПНД, говорит другой собеседник "Ъ", не касаются объемов и ими странно объяснять, почему на февраль согласовывают меньше заявок, чем на январь. По рабочей информации, говорит источник, по итогам первой недели февраля среднесуточная погрузка нефти и нефтепродуктов сократилась на 16% год к году и на 12% к январю. "Если возлагать вину на ПНД,– говорит он,– ОАО РЖД должно показать, кто поехал выше нефтепродуктов, а оно не может: угольные соглашения на этот год очень узкие, тезис про рост контейнеров не подтверждается". И ОАО РЖД, продолжает источник "Ъ", срезает заявки по нефтеналиву по стандартным, а не новым направлениям. Третий собеседник "Ъ" называет одной из причин сбоев в отгрузке дефицит работников на самих НПЗ, в частности наливщиков, из-за чего срываются сроки выхода вагонов с завода. "А если вагон не предъявлен к перевозке в конкретную дату, "пропихнуть" его в другие даты почти невозможно, так как мощности железной дороги забронированы другими грузами по ПНД",– добавляет он.

В ОАО РЖД отметили, что перевозки нефтепродуктов, особенно во внутреннем сообщении, находятся на особом контроле и пользуются повышенным приоритетом при согласовании отправки по лимитирующим направлениям.

"Причины недогруза необходимо рассматривать комплексно, разбираться в каждом конкретном случае, так как выполнение плана зависит не только от возможностей ОАО РЖД",– сказали в ОАО РЖД.

Там уточнили, что по всем площадкам "РН-Транса" объем согласованных заявок на февраль на 5% выше уровня января. При этом, добавляют в ОАО РЖД, за первую декаду февраля площадками "РН-Транса" не предъявлено к перевозке более 450 тыс. тонн согласованных объемов, в том числе по АНКХ – 24,2% от плана, по Самарской группе НПЗ – 21%. За январь, согласно ОАО РЖД, "РН-Транс" не предъявил 4,5% согласованных грузов. У "Газпромнефть-Логистики", продолжают в монополии, общий согласованный объем погрузки на февраль на 0,4% выше январского с учетом ожидаемого роста поставок на экспорт на 13,5% и планируемого снижения внутренних поставок на 6,4%.

В ОАО РЖД указывают, что непредъявление груза к перевозке по согласованным направлениям – основная причина невыполнения плана, что подтверждается отметками грузоотправителя в системе суточного планирования. Нефтеналивные грузы относятся к высокодоходной категории, ОАО РЖД заинтересовано в каждой дополнительной тонне и совместно с нефтяниками в оперативном режиме ищет возможности по увеличению отгрузки, отмечают в ОАО РЖД.

 

Источник Дата Наименование материала

Коммерсантъ

13.02.2025