Падение перевозок нефтяных грузов по сети РЖД по итогам прошлого года было вполне предсказуемым. Эта номенклатура уже много лет демонстрирует спад или стагнацию на фоне развития трубопроводного транспорта. В перспективе, считают эксперты, железные дороги смогут удержать грузопоток только за счет гибкости тарифов и перехода на отправки в подвижном составе нового поколения. По итогам января – июня 2019 года отправки нефтяных грузов снизились на 2,4%. При этом погрузка во внутреннем сообщении уменьшилась на 0,4% в условиях снижения производства прямогонного бензина и топочного мазута. Погрузка на экспорт сократилась на 5,1%. Такую же динамику продемонстрировали РЖД и по итогам 9 месяцев прошлого года. Погрузка нефти и нефтепродуктов составила 172,7 млн т, что меньше аналогичного периода 2018-го на 1,9% (или 3,2 млн т). Анализ погрузки за последние 3 года свидетельствует о ее постепенном снижении. Так, показатели 9 месяцев 2019 года меньше аналогичного периода 2017-го на 2,5 млн т.
Всего по итогам прошлого года было отправлено 372 млн т нефти (-0,8%) и 232 млн т нефтепродуктов (-1,9%). Падение по нефтепродуктам более заметно, так как ПАО "Транснефть" перепрофилировало часть нефтепроводов в нефтепродуктопроводы.
"В августе 2019 года был запущен участок трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан, в результате прекратилась транспортировка нефти со ст. Уяр на ст. Дземги. Еще как фактор можно выделить наблюдающийся дисбаланс между объемами производства и реализации товарного бензина, что, безусловно, изменило уровень отгрузки продукции: спрос со стороны отечественных покупателей был ниже, чем в 2018 году, при этом нефтезаводы, напротив, увеличили объемы выпуска продукта", – комментируют ситуацию эксперты Первой грузовой компании.
К сожалению, данная тенденция сохранится и в ближайшее время. Этому будут способствовать как внешние факторы, так и переход грузов на другие виды транспортировки. Так, по данным Росстата, рост производства сырой нефти и газового конденсата по итогам года составил только 1%. Кроме того, по прогнозам главы "Газпром нефти" Александра Дюкова, диапазон цен в 2020 году составит $55–65 за баррель Brent, по оценке Bank of America Merrill Lynch – $60. Таким образом, цены на нефть сохранятся на уровне прошлого года, когда Brent в среднем стоила $63,7 за баррель. Это значит, что динамика перевозок этой номенклатуры, скорее всего, также останется на уровне 2019-го.
По общим прогнозам ИПЕМ, после 2020 года ОАО "РЖД" может потерять около 8 млн т нефтепродуктов и около 10 млрд руб. дохода. "При реализации всех проектов строительства трубопроводов с железнодорожного транспорта переключится более 20 млн т нефтяных грузов. Потери РЖД в доходах будут составлять более 25 млрд руб. ежегодно", – комментируют эксперты рынка. Для частичной компенсации уходящих объемов перевозок в долгосрочной перспективе целесообразно развивать дополнительные сервисы и оптимизировать тарифную политику по перевозке нефтепродуктов в химических контейнерах, а также на экспортных направлениях. В частности, ОАО "РЖД" уже объявляло о продлении до 2025 года дисконта на экспортные перевозки дизельного топлива по Куйбышевской и Октябрьской железным дорогам. "Изменение подхода перевозчика к формированию тарифной политики (в частности, более гибкие условия предоставления скидок и понижающих коэффициентов), а также гарантированный вывоз всего объема грузов, предъявляемых к перевозке, могли бы способствовать росту спроса на транспортировку нефти и нефтепродуктов по железной дороге", – отметили в ПГК.
Кроме того, указывают эксперты, универсальных трубопроводов не бывает, они не могут забрать разные по качественному составу наливные грузы. Наконец, как известно, при транспортировке нефтеналивных грузов по трубе снижается их качество, в то время как железнодорожный транспорт позволяет сохранять свойства груза неизменными. В связи с этим основной объем таких светлых и дорогих нефтепродуктов, как бензин и керосин, по-прежнему перевозится по железным дорогам.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер.Ру | 11.02.2020 |